Из всей огромной массы произведений, посвященных Великой Отечественной войне, наверное, особым настроением проникнуты те, в которых речь ведется о ее последних днях. Нам, ныне живущим, должно быть даже трудно представить каким ворохом смятенных чувств и мыслей переполняло грудь и голову каждого в то время. Радостное предчувствие уже неизбежной победы перемешивалось с нетерпеливым возбуждением и накопившейся усталостью от нескольких лет окопной жизни. Предвкушение скорого возвращения домой и встречи с родными и близкими побуждало отсчитывать каждый из ставших вдруг невозможно длинными дней, а весеннее солнце, только подогревало пробудившееся с новой силой желание жить. Как не велик человеческий гений, но передать хотя бы толику этого состояния средствами художественного слова, музыки или живописи, дело не одного только мастерства, но и жизненного опыта. Поэтому, кому как не художникам-фронтовикам принадлежит здесь право первого высказывания.
 
Виктор Федорович Летянин (1921 – 2009) отправился на фронт совсем молодым человеком, даже не успев закончить Горьковское художественное училище. Достойно пройдя всю войну, награжденный Орденами Отечественной войны, Александра Невского и Красной Звезды он сумел вернуться живым и продолжить выбранный ранее профессиональный путь. Впоследствии жил и работал в городе Горьком (Нижнем Новгороде). Несмотря на то, что жанровый и тематический диапазон произведений Летянина был очень широк, одной из центральных тем в его творчестве оставалась война.
 

В. Ф. Летянин. «На перекрестках войны». 1990. Холст, масло. Собрание НГХМ

Думается, что жанровое полотно мастера «На перекрестках воны» (1990) дает почувствовать атмосферу той весны 1945 года, ставшей поперек всего XX века.
 
Своей эмоциональной интонацией картина подобна настроению веселой озорной и немного усталой солдатской песни. Уже весна, однако война еще не окончена. Из выбитых окон когда-то представительного здания вывешены белые флаги, и мы понимаем, что совсем недавно эти улицы были ареной самых ожесточенных боевых действий. Наши бойцы идут в сторону Берлина, до которого осталось совсем немного, а значит скоро Победа.
 
В картине все как будто получает долгожданную разрядку после продолжительного напряжения. Живой колорит, широкая свободная кисть, ветерок, играющий белыми полотнами, легкая диагональ дороги и бесшабашный образ молодого белобрысого сержанта.
 
Примечательно, что самое активное действие в картине направлено не на оборону или нападение, а на совершенно мирный акт установки указателей. Эта сцена, помещенная художником на первом плане, раскрывает важный идейный аспект произведения, демонстрируя подлинный созидательный гуманизм победителей, начало возвращения к упорядоченности мирной жизни.
 
 

 

СОБЫТИЯ