Великая Отечественная война – тема неисчерпаемая и мы все так или иначе выросли на многочисленных, уже ставших классическими, произведениях литературы, музыки и изобразительного искусства, посвященных различным ее аспектам. Вместе они образуют некий национальный ценный фонд, который по наследству перейдет к следующим поколениям. Но этот фонд продолжает пополняться и сегодня нашими современниками. И если новые работы пока еще не обрели хрестоматийный статус, то от этого лишь ценнее свежесть впечатления от соприкосновения с ними.
В нашем музее хранится картина современного нижегородского художника и педагога Валерия Михайловича Крылатова «Прощальное танго».
 
 
В.М. Крылатов «Прощальное танго» 2005. Холст, масло
 
Картина написана сравнительно недавно, в 2005-м году и представляет очень интересный вариант раскрытия большой темы посредством камерного образа. Наверное, такой подход сегодня имеет особый смысл поскольку поколение, которое помнило войну уже практически ушло и сегодня есть опасность не столько в возможности забвения, сколько в том, что постепенно война начнет восприниматься исключительно сквозь призму торжественных парадов и трибунных речей. Это необходимая дань уважения к прошлому, но когда нет опыта живого сердечного вчувствования, национальная память со временем может превратится в свой искусственный, бутафорский вариант. И тогда только посредством личных прикосновений к сердцу зрителя можно на время сделать его чутким современником людей давно ушедших. Скорее всего именно этого и хотел добиться Валерий Михайлович, создавая свою картину-посвящение, как гласит надпись в ее правом нижнем углу.
Трогателен и печален танец-объятие, уходящего на фронт молодого отца и его маленькой дочери в зыбком пространстве зазеркалья. Собственно главная интрига произведения и заключается в его пространстве, заблудившемся между реальностью и ее отражением. Как не вспомнить здесь полотно «Менины» великого испанца XVII века Диего Веласкеса, в которой сцена туалета маленькой инфанты посредством иллюзорных перспектив превращается в странный паноптикум. Так и в картине «Прощальное танго» зритель смотрит в зеркало практически с той же точки, что и герой, а его отражение по (абсурдной в данном случае) логике линейного пространства - наше отражение.
Исходя из особенностей композиционного построения, работу можно было бы принять за автопортрет в зеркале, но герой произведения – человек другой эпохи. Зыбкость соотношения всех элементов картины делает условными все попытки определения ее жанровой принадлежности. В каком-то смысле перед нами сложносочинённый исторический портрет-картина в интерьере. Ощущение ускользающей реальности поддерживается также формальными приемами и ненавязчивыми, будто случайными, образными акцентами: ракурсные сдвиги и перекосы в изображении предметов на первом плане, трепетная, словно мерцающая живопись, мягкий свет и косая тень на шинели. Даже фарфоровая статуэтка на столике, цветом платья и своей хрупкостью перекликается с образом зазеркальной девочки.
.

 
 

  Алексей Гурин

 

СОБЫТИЯ