Единственный в собрании НГХМ рисунок И. К. Айвазовского – «На берегу моря» – поступил в музей в 1939 году из Комитета по делам искусства (так в те годы именовалось Министерство культуры). В Комитет по делам искусств направлялись все произведения из самых различных источников, некоторые дарились, некоторые закупались. В дальнейшем они распределялись по центральным и региональным музеям.
И. К. Айвазовский. На берегу моря. Бумага, карандаш. Собрание НГХМ
Рисунок даёт представление об Айвазовском-рисовальщике, о его методе работы.
Известно, что художник обладал феноменальной памятью, и не писал картины с натуры. Но во время прогулок и путешествий он всегда носил с собой папку или записную книжку для мгновенных зарисовок. Часто эти наброски целиком входили в композицию бедующей картины, иногда служили первым толчком для замысла нового произведения. Так же художник мог использовать отдельные элементы зарисовок.
Что касается рисунка из собрания НГХМ, то в настоящее время нам неизвестна картина Айвазовского, в которой была бы воспроизведена подобная фигура сидящего турка. А вот беглая зарисовка раскидистого дерева, обвитого лианой очень близка к изображению дерева на масштабном полотне «Вид Константинополя при вечернем свете» (1946г) из собрания Петергофского музея-заповедника.
И.К.Айвазовский. Вид Константинополя при вечернем свете». 1946. Государственный музей-заповедник Петергоф
О стремительной работе Айвазовского и о том, что представляли из себя наброски с натуры зрелого мастера, оставил подробные воспоминания художник Илья Остроухов:
«…День был бурный, и Айвазовский, очарованный видом океанского прибоя волн, остановился на пляже... Не спуская глаз с океана и ландшафта далеких гор, он медленным движением достал свою крохотную записную книжку и нарисовал всего лишь три линии карандашом – очертание далеких гор, линию океана у подошвы этих гор и линию берега от себя. Потом мы пошли с ним дальше…
– Вы мне, пожалуйста, скажите только, где у вас здесь восходит и заходит солнце
Я указал. Айвазовский поставил в книжке несколько точек и спрятал книжку в карман.
– Теперь пойдемте. Для меня этого достаточно. Завтра я нарисую океанский прибой в Биаррице.
На другой день действительно были написаны три эффектные картины морского прибоя: в Биаррице: утром, в полдень и при закате солнца...»