Здания
  • НГХМ
    РУССКОЕ ИСКУССТВО

    Кремль, корпус 3
    Сегодня: 10:00 — 18:00
  • НГХМ
    ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО

    Верхневолжская набережная, 3
    Сегодня: 10:00 — 18:00
  • НГХМ
    ИСКУССТВО XX ВЕКА

    Площадь Минина и Пожарского, 2/2
    Сегодня: 10:00 — 18:00
  • НГХМ
    МАНЕЖ

    Кремль, корпус 1А
    Сегодня: 10:00 — 18:00
  • НГХМ
    ПАКГАУЗЫ

    Стрелка, дом 21, лит. И
    Сегодня: 10:00 — 18:00
Текущие выставки и мероприятия
Фильтр выставок и мероприятий
#Постоянные экспозиции
#Выставки
#Экскурсии
#Лекции
#Занятия
Показать ещё
События
Художник Филипп Андреевич Малявин родился 10 октября 1869 года в селе Казанка Бузулукского уезда Самарской губернии в многодетной крестьянской семье. Он не понаслышке знал, что такое тяжелый труд на земле и постоянная забота о хлебе насущном. Как это часто бывает с большими мастерами, рисованием он увлекся еще в раннем детстве, что для ребенка из бедной семьи довольно проблематично, ввиду отсутствия средств для покупки материалов, и поначалу маленькому художнику приходилось рисовать чем придется и где придется. Впрочем, его родители Андрей Иванович и Домна Климовна, люди добрые и терпеливые, увлечению сына не препятствовали. Тем более, что работником и помощником в повседневных делах он был неважным и большого толка в хозяйстве от художественно одаренного ребенка ждать не приходилось.
 
 
Ф. А. Малявин «Портрет отца» 1894. Холст, масло. 178,5 х 135,3 см.
ГХМ, Ханты-Мансийск, Югра
 
В возрасте шестнадцати лет Малявин отправляется на Афон вместе со своим новым знакомым по имени Прокл, который уже работал на Святой горе иконописцем. Приехав на родину навестить родных, Прокл увидел рисунки юного самоучки и позвал его с собой, соблазнив перспективой профессионального роста. На Святой горе в монастыре Святого Пантелеймона Филипп Андреевич провел следующие шесть лет, занимаясь иконописанием, выполняя различные послушания и самостоятельно осваивая рисование с натуры.
В конце 1891 – начале 1892 года происходит еще одна судьбоносная для Малявина встреча. На Афон приехал скульптор Владимир Александрович Беклемишев. Увидев работы молодого послушника, он пригласил его в Санкт-Петербург, где тот, наконец, смог бы получить профессиональное художественное образование. Скорый на подъем, невероятно упрямый и фанатично верящий в свой талант, Филипп Андреевич не откладывает в долгий ящик и осенью 1892 года становится волнослушателем Императорской Академии художеств.
В Академии Малявину посчастливилось учиться сначала у Павла Петровича Чистякова, а позже в мастерской Ильи Ефимовича Репина, с которым у молодого художника сложились очень теплые отношения. Наставничество двух столпов отечественной художественной школы позволило Филиппу Андреевичу стать в равной степени и виртуозом рисунка, и мастером живописи и колорита. В академический период Малявин увлекается пленером, пишет портреты, которые мастерством исполнения привлекают всеобщее внимание, начинает много работать на заказ и становится довольно известен. Его произведения приобретает для своей коллекции сам Павел Третьяков.
 
 
Ф. А. Малявин «Портрет художника И.Э. Грабаря» 1895.
Холст, масло. 131,5 х 63 см. ГРМ, СПб
 
 В это же время окончательно определяются основные эстетические и тематические пристрастия молодого художника. Уроки Репина и увлечение импрессионистами толкают его на эксперименты с красочной фактурой, провоцируют на раскрытие творческого потенциала и обретение живописной свободы. Еще в ранних работах Малявина заметна попытка внедрения яркого, открытого, преимущественно красного цвета (любимого цвета Малявина), в структуру реалистической тональной живописи. Надо сказать, что этот цвет тогда зачастую воспринимался как грубый, неэстетичный, «мужицкий». Но в художественной вселенной Малявина он станет абсолютно органичным и незаменимым.
 
 
Ф. А. Малявин «Товарищи. Балалаечники» 1893. Фонд Art Russe, Париж
 
Что касается крестьянских образов, то они с юных лет превалировали в работах художника и сопровождали его да самой смерти. Не случайно в своем последнем графическом автопортрете Малявин изобразил позади себя идущую по диагонали, из глубины на передний план, фигуру крестьянки. Как вечный фантом или муза она неотступно следует за свои певцом. Несмотря на быстрые успехи, по природе эксцентричный, амбициозный и независимый, художник своими смелыми решениями, бывало, шокировал академическое начальство. Так получилось с его конкурсной работой «Смех», которую Малявин представил на соискание звания художника и золотой академической медали. Огромное, сильно вытянутое по горизонтали бессюжетное полотно, написанное гигантскими «в ладонь» мазками, с использованием большого количества красного цвета выражало самую суть стихийности русского веселья. Ничего подобного стены Академии худодеств еще не видели. Случился скандал. Вызвавшая шквал восторгов со стороны академической молодежи, картина была отвергнута Советом Академии. Только при горячем заступничестве негодующего И. Е. Репина и других мэтров, Малявин все-таки получил звание художника за свои портреты, но без права заграничного пенсионерства.
А спустя год, в 1900-м, картина «Смех» произвела сенсацию на Всемирной выствке в Париже и получила золотую медаль. Еще через год картина была приобретена итальянским правительством для галереи современного искусства в Венеции, где находится и поныне.
 

Ф. А. Малявин «Смех» 1899. Холст, масло. 194 х 428 см.
Международная галерея современного искусства, Венеция

После окончания Академии и триумфа во Франции Малявин, в то время уже извесный и обеспеченный художник, поступает так, как менее всего можно было бы ожидать от человека, только что познавшего вкус славы. Он покупает землю в селе Денежниково в Рязанской губернии, строит дом с просторной мастерской и живет там вместе со своей семьей практически затворником, лишь иногда выбираясь по профессиональной необходимости в столицы. В эти годы он много работает. Впрочем, трудолюбия художнику всегда было не занимать. На выставках «Мира искусства» и «Союза русских художников» его работы нередко становятся гвоздем экспозиции, отчего между этими двумя выставочными объединениями иногда возникала конкуренция за право выставить новый шедевр мастера. За его рисунками велась настоящая охота и бывало, что раскупались они задолго до закрытия выставок. Громкая слава и шумный успех будут сопутствовать художнику на протяжении всей его творческой карьеры.
 
В собрании нашего музея находится картина Малявина «Баба в желтом» (1903), написаная художником в самый плодотворный период творчества, когда он был на пике своей художнической формы. В приемах письма здесь меньше живописного эстетства и артистического апломба, чем, например, в «Смехе», где художник, увлеченный передачей солнечного летнего ветра, подчас не может удержаться от эфектной позы, от желания поразить экстравагнтностью и нарочитой небрежностью. В «Бабе в желтом» он более прост, точен, грубо искренен, таким образом, здесь достигается гармония формы и содержания.
 

Ф. А. Малявин «Баба в желтом» 1903. Холст, масло. 134,5 х 98 см. НГХМ
 
Композиция картины иконно элементарна. Данная фронтально, фигура исполинской бабы максимально приближена к зрителю и энергией своего эмоционального порыва напрямую воздействует на него. Звучание насыщенного желтого цвета в варварском сочетании с бордовым дает основной энергитический импульс произведению. Складки этой желтой рубахи, написанной весомо и густо, образуют сложную, непрерывно клубящуюся пространственную массу. Активные и выразительные светотеневые контрасты заставляют эти рукава колыхаться буквально у нас на глазах, подобно крыльям большой бабочки. Грандиозность и телесная убедительность образа подчеркиваются фактурой красочного мазка, нанесенного крупной кистью. Одну из таких кистей можно увидеть в руке художника на его автопортрете 1927 года.
 
Несмотря на одержимость красочными массами, Малявин, великолепный график, не позволяет себе увлечься настолько, чтобы потерять или разрушить архитектонику формы и постоянно держит ее под контролем. При том, что, как известно, Малявин иногда начинал писать сразу по чистому холсту без подготовительного рисунка.
Картину «Баба в желтом» можно поставить в один ряд с другими произведениями художника этого периода: «Баба» (1903, Национальная галерея Армении, Ереван), «Девка, закрывающая ладонью рот» (1903, ГТГ, Москва), «Крестьянка в красном платье» (1900-е, Национальный художественный музей Республики Беларусь). В этих условных полупортретах типические женские образы на взвинченном псевдонейтральном фоне представлены как ипостасные воплощения народной стихи – древней, могучей и страшной. При этом моделями художнику нередко служили конкретные женщины, жительницы окрестных деревень. Так, например, для «Бабы в желтом» позировала Мария Осипова – крестьянка из деревни Аксиньино, находившейся неподалеку от усадьбы Малявина.
 
 
Ф. А. Малявин «Крестьянка в красном платье» 1900-е.
Холст, масло. 83 х 58,5 см. НХМ РБ

Пассионарная и анархическая природа творческой индивидуальности Филиппа Малявина искала выход в образах огромной внутренней амплитуды, от низменных проявлений до полного самозабвения в святыне. В каком-то смысле, его юродивые бабы — это художественная формула русского бунта, исторически неизбежного и в своих итогах всегда противоречивого.
 
Жизнь и творчество Филиппа Андреевича пришлись на переломный период в истории России. Революцию 1917 года художник не принял. Не принял и новую власть, несмотря на доброжелательное отношение с ее стороны. Малявина неоднократно приглашали выполнять портреты членов партийной верхушки и самого Ленина. В 1922 году, под предлогом устройства своей выставки, он выехал за рубеж. В Россию художник больше не вернулся. В Европе его ожидала новая, не менее бурная творческая жизнь. Он будет очень востребован, преимущественно как портретист, обратится к изображению обнаженной натуры, к пейзажу, который раньше обходил стороной из благоговения перед творчеством Левитана, но в его бабах отныне появится что-то плоско кричащее, откровенно гротескное. Для художника, всегда опиравшегося на натуру, утрата корней станет главной драмой его позднего творчества. И попытки возрождения старой России на его холстах часто будут оборачиваться художественными курьезами, близкими эстетике а-ля Рюс.

 

  Алексей Гурин

 

история музея