Картина «Полярные льды» Александра Борисова выглядит очень необычно среди многочисленных пейзажей средней полосы России, хранящихся в собрании НГХМ. Она открывает одну из малоизвестных страниц истории русского искусства: за ней скрывается целая история художественного освоения Арктики.
Долгое время, до конца XIX века северные области нашей страны оставались практически неизведанными. В 1890-х гг. активно изучать этот регион стали ...художники. Первыми были Валентин Серов и Константин Коровин, которые отправились в путешествие, организованное Саввой Мамонтовым, планировавшим прокладывать железнодорожную магистраль от Вологды до Архангельска. Затем на север отправились Василий Переплетчиков, Абрам Архипов, Сергей Виноградов, Леонард Туржанский и Александр Борисов. Все эти художники преследовали разные цели: кто-то преследовал творческие и практические интересы, кто-то ехал за вдохновением, на поиски новых красок, новых мотивов и новых впечатлений.
Александр Борисов. Полярные льды. 1904. Холст, масло. Собрание НГХМ
У Александра Борисова соединились художественные, хозяйственные и научные интересы, личные и общественные мотивы. Он мечтал не только познакомить людей с природными красотами этой земли, но и изучить местную флору и фауну, географию; познакомиться с жизнью и бытом местных народов; оценить экономический потенциал края, в частности, выяснить наличие промыслового зверя и рыбы.
Александр Борисов впервые посетил Новую Землю в 1896 году и, начиная с этого времени, почти каждый год снаряжал новую экспедицию. В 1900 году Борисов построил на Новой Земле дом-мастерскую, где впоследствии останавливались и другие художники и исследователи этого края. «Сильное впечатление произвела на меня Новая Земля — ее мрачные горы и вечные странники Ледовитого океана — полярные льды».
Картина «Полярные льды» была написана художником в 1904 году, уже после завершения полярных экспедиций. Летом 1903 года художник совершает последнее путешествие на Новую Землю с целью написания новых этюдов. А в 1903-1908 гг. показывает свои картины на выставках в России, Европе и Америке; пишет книги о своих экспедициях («У самоедов. От Пинеги до Карского моря» (1907), «В стране холода и смерти» (1909)).
Художник пишет картину плотными пастозными мазками, густо положенными на холст. Этот прием создает эффект положенной на морозе краски. Автор вспоминал, что иногда писать приходилось при температуре более 30° ниже нуля. «Стужа превращает краски в густое тесто, которого кисть не берет и которое не размазывается по полотну». Такой прием не только помогает художнику фактурно, осязаемо «вылепить» массы льда, но и передать свежесть впечатления.
Картина привлекает не только своим необычным мотивом, но и блестяще разработанным колористическим решением. На Севере художника поразила «масса световых эффектов, изумительные переливы тонов и красок», чувствительность к которым была воспитана у Борисова в мастерской Архипа Куинджи. В основе колорита картины лежат холодные тона: синий, зеленый, фиолетовый. Художник внимательно подмечает незначительные нюансы оттенков на льдинах, тонкие переходы тонов. При общем «холодном» строе колорита, на небе и на некоторых участках льда можно увидеть едва заметные теплые тона, желтоватые и бордовые.
Композиция полотна почти симметрична. Небо и море занимают по половине холста, справа и слева изображены громоздящиеся льдины, оставляя открытой «дорожку» воды, идущую к горизонту. Спокойный ритм и уравновешенная композиция помогают художнику создать монументальный образ дикой безлюдной северной природы.
Александр Борисов — первый художник, сумевший постичь холодную и таинственную красоту Арктики и рассказать о ней людям. В настоящее время «Музей художественного освоения Арктики» в Архангельске носит его имя.
Ольга Чижус