Ольга Розанова прожила 32 года, а ее творческий путь составляет всего около 10 лет. Тем не менее имя этой художницы занимает важное место в ряду русских художников-авангардистов.
В 1913 году Розанова создает ряд работ, связанных с темой города. Среди них и картина «Город» из собрания НГХМ.
О.В. Розанова «Город». 1913. Собрание НГХМ
Городское пространство на картине наполнено динамикой. Резкие диагональные линии веером расходятся по поверхности холста. Пространство деформировано, дома сдвинуты с привычных позиций, словно разбросаны взрывом.
Тема городской среды, динамики городской жизни типична для итальянских художников-футуристов, например, Умберто Боччони. Город становится для них воплощением современности, скорости, технического прогресса. В русской живописи примеров чистого футуризма немного, но это течение, безусловно, вызывало интерес у русских художников, в том числе и у Розановой: в 1914 году она даже участвовала в Международной свободной футуристической выставке в римской галерее Спровьери.
Умберто Боччони «Улица, входящая в дом». 1911. Музей Шпренгеля, Ганновер.
Однако если итальянские футуристы воспринимали городской мир с энтузиазмом и восторгом, то у Розановой город выглядит откровенно пугающим. На картине доминируют черный и красный цвета, и кажется, что город охвачен пожаром. Люди представлены здесь как маленькие фигурки, почти задавленные домами.
Розанова входила в петербургское общество художников «Союз молодежи». Петербург с самого начала своего существования осмыслялся не только как воплощение идеала красоты, но и как мрачный, зловещий город, губительный для человека и сам обреченный на гибель. Такое двойственное отношение к Петербургу характерно, в частности, для Мстислава Добужинского. Конечно, нельзя утверждать, что на картине Розановой изображен именно Петербург, но само решение художницей городской темы – во многом в характере петербургской живописи.
М.В. Добужинский «Петербург». 1914. Государственный Русский музей.
Определенные точки соприкосновения есть у Розановой и с немецким экспрессионизмом. Эмоциональность живописной манеры, деформация пространства, напряженный колорит - все это позволяет сопоставить картину Розановой с работами, например, Эрнста Людвига Кирхнера, отразившими ужас и растерянность человека перед действительностью.
Эрнст Людвиг Кирхнер «Ноллендорфплатц в Берлине». 1914. Городской музей, Берлин
Надежда Юрасова