Здания
  • НГХМ
    РУССКОЕ ИСКУССТВО

    Кремль, корпус 3
    Сегодня: 11:00 — 19:00
  • НГХМ
    ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО

    Верхневолжская набережная, 3
    Сегодня: 11:00 — 19:00
  • НГХМ
    ИСКУССТВО XX ВЕКА

    Площадь Минина и Пожарского, 2/2
    Сегодня: 11:00 — 19:00
  • НГХМ
    МАНЕЖ

    Кремль, корпус 1А
    Сегодня: 11:00 — 19:00
  • НГХМ
    ПАКГАУЗЫ

    Стрелка, дом 21, лит. И
    Сегодня: 11:00 — 19:00
Текущие выставки и мероприятия
Фильтр выставок и мероприятий
#Постоянные экспозиции
#Выставки
#Экскурсии
#Лекции
#Занятия
Показать ещё
События
Коллекцию отечественного искусства НГХМ украшает авторское повторение хрестоматийно известного полотна Алексея Саврасова «Грачи прилетели!».
 
 
Алексей Саврасов. Грачи прилетели! 1879. Холст, масло. 62×49,5. НГХМ
 
Его автор — художник, познакомивший Россию с ее национальным пейзажем. Именно он одним из первых открыл красоту скромной русской природы и рассказал о ней в своих работах. Полноправными «героями» его картин становятся поля, луга, болота, степи, города и деревни, в разное время суток и при любой погоде. Художник сумел раскрыть в своих произведениях и поэтичность бескрайних просторов, и красоту нависшего серого неба и талого снега, и даже живописность грязных луж и размытых дорог. Все в природе достойно стать предметом изображения.
В 1870-х годах Алексей Саврасов совершает ряд путешествий по русской провинции. Эти поездки дают ему богатый материал для работы, служат источником вдохновения. В 1871 году была создана самая известная картина, возможно, не только в творчестве Саврасова, но и во всем русском искусстве - «Грачи прилетели!». В настоящее время произведение хранится в Третьяковской галерее. Это вид деревни Молвитино Костромской губернии. Обыденный сельский пейзаж возводится мастером в категорию прекрасного и становится символом национального образа природы.
 
Спустя несколько лет художник вновь обращается к этому мотиву. В НГХМ хранится авторское повторение этой работы, созданное спустя 8 лет, в 1879 году. Картина почти повторяет композицию первого варианта, лишь несколько изменяется размер полотна, колорит, и отсутствует подпись с указанием населенного пункта.
 
Картина из собрания НГХМ немного шире, что позволяет включить в композицию чуть больше деталей, но делает детали изображения более «приземистыми». Образ, созданный автором в этой картине, кажется более монументальным, в отличие от варианта 1871 года.
 
Изменяется в картине и колорит. На смену светлым свежим краскам первого варианта пришли темноватые приглушенные тона. Они наделили работу не радостью пробуждения природы и предчувствием обновления, а ощущением ненастной затяжной весны.
 
Большое внимание художник уделяет изображению снега. Присмотревшись внимательно к картине, можно увидеть, что снег написан художником с помощью самых разных оттенков, серых, коричневых, голубоватых, золотистых. Такой подход является результатом наблюдения художника за природой, что, по мнению Саврасова, было непременным условием для создания настоящего произведения искусства.
 
Популярность первого варианта картины обусловила появление авторских повторений, а также многочисленных подражаний, которые встречаются в искусстве вплоть до настоящего времени.
 
 
Алексей Саврасов. Грачи прилетели! 1871. Холст, масло. 62×48,5. ГТГ, Москва
 

история музея