Здания
  • НГХМ
    РУССКОЕ ИСКУССТВО

    Кремль, корпус 3
    Сегодня: Выходной
  • НГХМ
    ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО

    Верхневолжская набережная, 3
    Сегодня: Выходной
  • НГХМ
    ИСКУССТВО XX ВЕКА

    Площадь Минина и Пожарского, 2/2
    Сегодня: Выходной
  • НГХМ
    МАНЕЖ

    Кремль, корпус 1А
    Сегодня: Выходной
  • НГХМ
    ПАКГАУЗЫ

    Стрелка, дом 21, лит. И
    Сегодня: Выходной
Текущие выставки и мероприятия
Фильтр выставок и мероприятий
#Постоянные экспозиции
#Выставки
#Экскурсии
#Лекции
#Занятия
Показать ещё
События
Казимир Малевич – одна из ключевых фигур русского авангарда. В своем творчестве он проходит путь от ранних импрессионистских картин через неопримитивизм, кубизм, кубофутуризм, алогизм к «Черному супрематическому квадрату», а в последние годы вновь возвращается к фигуративной живописи.

«Косарь» относится к кубистическому периоду. Кубизм зарождается во Франции, его начало связано с картиной Пабло Пикассо «Авиньонские девицы». Картины кубистов отличаются геометризацией: формы упрощаются, предметы раскладываются на геометрические элементы. Это позволяет передать не изменчивые, а устойчивые, постоянные, неизменные свойства предмета, выявить его незыблемую основу, идею. В этом кубисты были последователями постимпрессиониста Поля Сезанна.
 
 
К. Малевич «Косарь». 1911-1912. Собрание НГХМ
 
Картины кубистов не основаны на визуальных впечатлениях от натуры. Косарь изображен на красном фоне, то есть трава имеет цвет, который никак не соотносится с натурой, это цвет, противоположный естественному цвету травы. Для Малевича кубизм был важным этапом на пути к полному отказу от подражания натуре, который осуществился в знаменитом «Черном квадрате».
 
 
П. Пикассо «Авиньонские девицы». 1907. Музей современного искусства МоМА, Нью-Йорк.

На этом пути к абстракции для Малевича был очень важен опыт иконы. Лицо косаря напоминает иконные лики. Красный фон характерен, в частности, для икон новгородской школы. Например, можно сравнить картину Малевича с новгородской иконой «Спас на престоле с избранными святыми». Не только красный фон, но и торжественная статика, монументальность образа сближают эти произведения. 
 

Спас на престоле с избранными святыми. Конец XIII-начало XIV в. Москва, Третьяковская галерея.
 
Начало ХХ века отмечено всплеском интереса к иконе. Древние иконы расчищались от потемневшей олифы, так что впервые за много веков зрители смогли увидеть и оценить красоту иконы, ее особый художественный язык.
 
Русские авангардисты рассматривали икону как часть того круга явлений, который принято называть «искусством примитивов». Обращение у первоистокам русского искусства, поиски национальной идентичности были актуальны в эту эпоху. В 1913 году, в ознаменование 300-летия царствования Романовых, в Москве прошла большая выставка древнерусского искусства.

Икона направлена на постижение высшего, духовного мира, недоступного чувственному восприятию. Икона не передает визуальные впечатления от земного, материального, трехмерного мира. Именно этот аспект был особенно важен для авангардистов, в том числе для Малевича.
 
 
Надежда Юрасова

история музея