Художник Виктор Михайлович Васнецов широкой публике больше известен как автор полотен на мотивы русских сказок и былин. Но в действительности его наследие гораздо шире. Он - художник поистине универсальный. Мы не найдем, наверное, ни одной сферы художественного творчества, в которой Васнецов не попытался бы сказать свое слово: архитектура, станковая и монументальная живопись, книжная иллюстрация, декоративно-прикладное и театрально-декорационное искусство. Это был поистине человек эпохи Возрождения, для которого не существовало границ на пути освоения законов национальной красоты и гармонии в жизни. Именно в жизни! Поскольку для Васнецова, как, наверное, и для Достоевского «красота» - понятие не отвлеченное, а жизнеспособное, деятельное, потенциально эмпирическое.
Кузнецов. Портрет В.М. Васнецова. 1891. Холст, масло. ГТГ
Одним из первых в ряду русских художников XIX века и, наверное, первым среди художников своего поколения он переступил границы искусства сугубо элитарного. Из мастерской, из музейных и выставочных залов, в то время доступных немногим, он вывел свое искусство в большой мир, к простым людям, к народу. В то время даже просветительская деятельность передвижников (среди которых начинал свой самостоятельный творческий путь и Васнецов), при всем внешнем демократизме, в классовом отношении была достаточно ограничена, так как апеллировала, прежде всего, к представителям русской интеллигенции, к кругам разночинцев. Да и передвижные выставки оставались доступными все же для публики в основном обеспеченной и культурной. И только Васнецову суждено было найти трибуну, с которой в итоге он оказался, если и не понят, то, по крайней мере, услышан всеми, от императора до простого мужика, – это церковь.
Более тридцати лет творческой деятельности художника было отдано созданию убранства православных храмов. Среди них Георгиевский собор в Гусь-Хрустальном, собор Воскресения Христова (Спас-на-Крови) в Санкт-Петербурге, не дошедший до нашего времени собор Александра Невского в Варшаве (за работу над которым художник был возведен в потомственное дворянство), церковь Марии Магдалины в Дармштадте и, конечно, первый по времени да, пожалуй, и по значению, в этом ряду Собор Святого Владимира в Киеве.
Владимирский собор в Киеве
Владимирский собор был построен к девятисотлетию крещения Руси и стал третьим по значимости храмом-памятником в Российской империи после Казанского собора в Санкт-Петербурге и Храма Христа Спасителя в Москве.
Более чем за десять лет, с 1885 по 1896 год, Виктор Михайлович практически самостоятельно расписал весь центральный неф колоссального сооружения и стяжал славу первого церковного мастера России.
Владимирский собор в Киеве. Интерьер
В нашем музее хранится большой живописный эскиз для монументальной композиции в притворе Владимирского собора - «Крещение князя Владимира».
В. М. Васнецов. Крещение князя Владимира. 1890. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. Холст, масло. НГХМ
В помещении баптистерия в каменной купели, окруженный клиром, византийскими послами и своей дружиной язычник Владимир обретает новое имя (в православии Владимир был наречен Василием), новое зрение (согласно «Повести временных лет» Владимир незадолго перед крещением ослеп) и новую жизнь. Композиция с четко обозначенным центром, приглушенный фресковый колорит, размеренный ритм арочных полукружий, увенчанных высоким куполом, – все это призвано передать ощущение таинственности и торжественности момента, атмосферу благоговейной тишины. В соборе эта композиция изображена в притворе над входом в крестильню.
В. М. Васнецов. Крещение князя Владимира. Роспись в притворе Владимирского собора в Киеве
Помимо традиционного в храмовом оформлении священно-символического значения, росписи Васнецова в киевском соборе представляются еще и своеобразной живописной летописью истории зарождения русской веры и становления русской государственности. Таким образом, сцена Крещения Владимира при входе является как бы точкой отсчета в этом прочтении.
Оставаясь на позициях академического реализма в целом, в деталях Васнецов старается опираться на искусство Византии, восприемницей которой когда-то стала Русь. Перед началом работы в Киеве художник даже ненадолго поехал в Италию, где его особенно интересовали образцы раннехристианского искусства. Поэтому он с таким тщанием воспроизводит особенности культовой архитектуры и декора. Октогональная форма баптистерия, в зеркале купола композиция Крещения Господня, указывающая на назначение постройки, рельефные хризмы в нижнем арочном ярусе, своеобразные капители колонн, изображение византийского креста повсюду. Даже в облике самого князя проступают черты византийского канона: очень большие миндалевидные глаза, смелый разлет темных густых бровей, прямой, чуть удлиненный нос и маленький рот в обрамлении короткой бороды и усов.
Но дело не только во внешних признаках эпохи. Синтетичны сами художественные приемы Васнецова. Так, например, он пытается смягчить или вовсе нивелировать светотеневую моделировку формы, больше вывести изображение на плоскость, для чего активно пользуется темным контуром, активизирует звучание цветового пятна и т. д.
Именно этот новый изобразительный язык, помимо всего прочего, позволяет исследователям считать Васнецова одним из основателей модерна в России - главного стиля начала XX века. А некоторые композиции, выполненные художником, для Владимирского собора стилистически определяют как предмодерн.
Алексей Гурин