Жанр натюрморта имеет интересную судьбу в живописи. Нередко он воспринимался как сугубо «учебный» жанр, тренировка умения строить композицию картины, передавать форму, цвет, фактуру предметов. Однако на рубеже XIX-XX веков натюрморт переживает один из периодов расцвета, становясь своего рода ареной для художественных экспериментов, которыми так богат этот период в искусстве.
Илья Машков. Натюрморт с рыбами. Конец 1910-х гг. Холст, масло. Собрание НГХМ
Илья Машков входил в группу художников «Бубновый валет», с которой начинается история русского авангарда. Для русских авангардистов огромное значение имели традиции европейского постимпрессионизма. Для бубнововалетцев источником вдохновения стали работы Поля Сезанна.
Машков, как и Сезанн, не ставит перед собой задачи точно передать облик реальных яблок и груш, их объем и фактуру. Его фрукты упрощенные по форме, они сводятся к простым геометрическим фигурам.
Натюрморт может изображать предметы, выполненные из разных материалов, - дерева, стекла, металла, и эти материалы имеют разную фактуру. Но на картине Машкова фактура – сугубо живописная, все предметы «сделаны» из мазков краски. Для Машкова, как и для Сезанна, это означало принципиальную разницу между натурой и миром живописного произведения.
Натура – трехмерна, картина – плоскость. На картине поверхность стола кажется уходящей в глубину. Но тарелка с рыбой развернута к зрителю, она не параллельна плоскости стола. И далее взгляд зрителя упирается в стоящее вертикально большое круглое блюдо или поднос. Этот предмет перегораживает дальний план, лишая изображенное пространство глубины. Ощущение плоскости усиливают висящие вертикально рыбы, они тоже создают преграду для движения взгляда зрителя в глубь картины.
Такое приближение композиции к плоскости – это черта и вывесочного натюрморта. Целый ряд картин Машкова создан под влиянием вывесок фруктовых, овощных, хлебных лавок. Бубнововалетцы испытывали интерес к русскому искусству примитивов: вывескам, росписям подносов, лубочным картинкам. Для художников-авангардистов обращение к такому наивному, непрофессиональному искусству было средством обновления языка живописи.
Надежда Юрасова