Михаил Иванович Скотти (1814-1861) — мастер исторической живописи, портретист. Академик, профессор. Преподавал в Московском училище живописи и ваяния (1849-1855).
В конце 1840-х годов Михаил Скотти получает заказ от Алексея Ивановича Лобкова (1813-1868), члена Совета Московского училища живописи и ваяния и его казначея, на создание картин для кабинета в доме на Покровке (Москва), в числе которых и картина «Минин и Пожарский» (1850).
М. Скотти. Минин и Пожарский. 1850. Холст, масло. 67,5×107. НГХМ
Представленная картина — не первый случай обращения художника к событиям XVII века. Будучи учеником Академии Художеств, Скотти создал эскиз академической программы «Гермоген в плену у поляков», а в 1833 году исполнил программу «Патриотизм нижегородских граждан в 1612 году». Полотно демонстрировалось на академической выставке 1836 года, на которой удостоилось золотой медали.
Полотно посвящено событиям XVII века — так называемому «Смутному времени», начавшемуся после смерти Ивана Грозного и его наследников. В 1607 году появился очередной самозванец, называвший себя чудесно спасшимся царевичем Дмитрием, - Лжедмитрий II. Через два года Речь Посполитая объявляет войну России, начинается открытая интервенция. Это приводит к организации народных ополчений. Первое ополчение было собрано в 1611 году под руководством Прокопия Ляпунова, однако оно потерпело поражение.
Второе ополчение было организовано в Нижнем Новгороде. В октябре 1611 года земский староста Козьма Минин обратился к нижегородцам с призывом собрать средства и создать ополчение. Нижегородское войско вышло в поход в марте 1612 года под руководством князя Дмитрия Пожарского.
Придя в Москву, русское войско смогло одолеть польские отряды. В октябре 1612 года Россия праздновала полное освобождение от интервентов.
События Смутного времени художник решает в романтическом ключе.
На первом плане картины изображены главные герои этих событий — Дмитрий Пожарский и Козьма Минин. Автор немногословно поясняет происходящее на картине в письме к конференц-секретарю Академии Художеств В. И. Григоровичу в декабре 1850 года, в котором упоминает о том, что занимается созданием картин «для кабинета в русском вкусе графа Лобкова, одна [из которых] Минин увлекает Пожарского на место битвы...».
В картине Михаила Скотти, так же, как и во многих работах других представителей академического направления, проявляются элементы театральности: статичные позы, однозначные жесты, взгляды (возведенные к небу глаза Пожарского), одежды героев, похожие на театральные костюмы.
За спинами народных героев — вид Московского кремля с Успенской звонницей и колокольней Ивана Великого и многочисленные отряды воинов, готовых к борьбе с врагом.
Драматическую атмосферу последних минут перед решающей битвой подчеркивают зарево пожаров, густой дым и черные птицы, кружащие над Кремлем. Но в просвете видно голубое небо, дающее зрителю намек на исход событий.
М. Скотти. Архимандрит Дионисий Зобниновский вручает патриотическую грамоту воину. 1851. Холст, масло. 90,5×90,5. Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник
Картина «Минин и Пожарский» составляет триптих с двумя тондо - «Архимандрит Дионисий Зобниновский вручает патриотическую грамоту воину» (1851, Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник) и «Подвиг Ивана Сусанина» (1851, Государственная Третьяковская галерея). Подготовительные рисунки в работам также хранятся в Третьяковской галерее.
М. Скотти. Подвиг Ивана Сусанина. 1851. Холст, масло. 67×67. Третьяковская галерея