Произведения портретного жанра могут многое рассказать не только об изображенном, но и об эпохе, в которую они были созданы. Так, «Мужичок из робких», написанный Ильей Репиным, погружает зрителя во вторую половину XIX века.
Илья Репин. Мужичок из робких. 1877. Собрание НГХМ
Главный герой искусства тех лет — крестьянин. Устойчивый интерес к этому слою населения сформировался после отмены крепостного права в 1861 году, в результате чего было создано множество работ на крестьянскую, народную тему.
«Мужичок из робких» - это воплощение народа как такового. Перед нами не портрет конкретного человека, а, так называемый, портрет-тип, обобщенный образ. Он был написан художником в 1877 году в Чугуеве, о чем свидетельствует надпись на холсте. В наследии Репина всего три портрета-типа. Кроме «Мужичка из робких», к их числу относятся «Мужик с дурным глазом» и «Протодьякон», хранящиеся в Третьяковской галерее и написанные в том же году.
Илья Репин. Протодьякон. 1877. ГТГ, Москва
Илья Репин. Мужик с дурным глазом. 1877. ГТГ, Москва
"Мужичок из робких" на выставке в ГТГ, Москва, 2019 год
Работа написана художником в один слой. Это позволяет мастеру живо и быстро зафиксировать наиболее характерное в облике «мужичка»: взлохмаченные волосы, сутуловатую фигуру, плотно сжатый рот, сухое вытянутое лицо. В этом портрете находит воплощение отличительная черта творчества художника — телесность. Ее понимают и как способность Репина к передаче живой плоти, и как специфическую концепцию его творчества, в соответствии с которой характер человека и особенности его поведения трактуются художником физиологически. Социальная роль человека запечатлевается в теле, осанке, походке. Слабость, болезненность, покорность, забитость, неспособность к сопротивлению — такие характеристики можно дать герою картины. Такому восприятию способствует и неуравновешенная композиция: фигура мужичка смещена влево, но голова оказывается в центре, как будто он выглядывает из-за угла.
Большую роль в создании образа играют колорит и светотеневые контрасты. Репин погружает фигуру в тень, а правую часть лица высветляет, акцентируя внимание на взгляде этого человека, прямом и смелом. Подобное решение раскрывает истинную природу характера героя, вызвавшую бурные обсуждения, после показа картины на шестой выставке передвижников. «...Шельма, мужичонко-разбойничек… при удобном случае и десяток человеческих душ укокошит», - писал Модест Мусоргский Владимиру Стасову 22 марта 1878 года. «Взгляните только на его стеклянный, неподвижно упершийся глаз, переданный с изумительным совершенством, и вас обдаст холодом и страхом: попадись ему где-нибудь в непоказанном уголке, где ничьей помощи не дождешься, и тут узнаешь, какой он такой «робкий», - отмечал Стасов.
Ранее эта работа находилась в Первом пролетарском музее в Москве. Он располагался на улице Большой Дмитровке, 24, в бывшем особняке виноторговца Леве. Всего таких музеев в Москве было 8, по числу районов. В них размещали реквизированные вещи. На первом этаже этого особняка располагались предметы западноевропейского искусства, на втором — русского, в числе которых были мебель, иконы, портреты XVIII века, картины Сурикова, Шишкина, скульптуры. Реакция на появление новых музеев была неоднозначной.
Здание бывшего Первого пролетарского музея. Москва, ул. Большая Дмитровка (Пушкина), 24
О Первом музее пресса писала: «Страшное сочетание всех этих вещей производит впечатление антикварной лавки…». В 1924 году пролетарские музеи были ликвидированы и реорганизованы, предметы из них были переданы в Государственный музейный фонд, откуда в 1926 году в Нижегородский музей и поступила картина «Мужичок из робких».
Ольга Чижус