На рубеже XIX-XX вв. в русском искусстве сложилась школа художников-пейзажистов, живших и работавших на Крымском полуострове, - Киммерийская школа.
Ее лидером считается Константин Богаевский — художник малоизвестный широкой публике. На протяжении всей жизни он жил в Феодосии, и основу его творчества составляют крымские пейзажи. Но это не современные художнику виды с живописными горами и морским побережьем, а пейзажи, которые, кажется, застыли в далеком прошлом.
1910-е годы — время творческой зрелости автора. Именно к этому времени, 1910 году, и относится картина из собрания НГХМ - «Облако».
Константин Богаевский. Облако. 1910. Холст, масло. Собрание НГХМ
На фоне пустынного гористого пейзажа, кое-где покрытого растительностью, в небе плывет гигантское облако, которое занимает почти две трети холста. Все объекты на этой картине, взятые по отдельности, вполне реальны: и само облако, и деревья, и скалистые холмы. Но, соединенные вместе на этой картине, они создают совершенно нереальный, фантастический образ, проникнутый эпическим духом. Такому восприятию способствует высокая точка зрения, низкая линия горизонта, симметричность в построении композиции. При взгляде на пейзажи Богаевского вспоминаются работы великих мастеров прошлого — Андреа Мантеньи и Никола Пуссена.
«Облако» - это пейзаж, показанный Богаевским не с точки зрения местного жителя, а с точки зрения древнего грека, впервые ступившего на земли Киммерии — северных областей Ойкумены. Деревья по сторонам композиции обрамляют «вход» на эту неизведанную дикую землю.
Эта картина, как и многие в наследии Константина Богаевского, вызывают в памяти строки из «Одиссеи» Гомера:
«...Там киммерян печальная область, покрытая вечно
Влажным туманом и мглой облаков; никогда не являет
Оку людей там лица лучезарного Гелиос, землю ль
Он покидает, всходя на звездами обильное небо,
С неба ль, звездами обильного, сходит, к земле обращаясь;
Ночь безотрадная там искони окружает живущих».
«Облако» - одна из картин третьего периода творчества художника, который выделил его близкий друг Максимилиан Волошин: «Скалистые холмы, … теперь (“Облако”, 1910) развертываются перед ним в эпической, спокойной полноте, осененные вечерними бронзовыми облаками». Следует отметить, что при общем землистом колорите картины, видны участки, подцвеченные фиолетовым, голубым, зеленым, оранжевым. И само облако представляет собой сгусток различных оттенков, от ярких теплых у земли до темных и холодных в вышине.
Волошин так объяснял стремление Богаевского к небу: «Плоское уныние этой земли заставляет невольно обращать глаза к небу. Там облака подымаются и с Черного и с Азовского моря. Но дыхание одного моря встречает дыхание другого, и два огромных полукружия туч непрерывно колеблются, то отступая, то надвигаясь по обе стороны небосклона, никогда не покрывая всего неба. Тяга ветра подымает их вверх огромными столбами, придает упругость их очертаниям, и амфитеатры облаков, расположенные по всей овиди, образуют нагромождения фризов и барельефов».
К мотиву облака художник впоследствии неоднократно обращался в своем позднем творчестве, в автолитографиях 1920-х гг., хранящихся в различных музеях страны, в том числе в НГХМ.
Константин Богаевский. Облако. Бумага, автолитография. 1922. НГХМ
Известен эскиз к картине «Облако», написанный темперными красками, хранящийся в Краснодарском краевом художественном музее им. Ф. А. Коваленко. Сама картина поступила в НГХМ из Государственного музейного фонда в 1929 году.
Константин Богаевский. Облако. Эскиз. 1910. Бумага, темпера. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф. А. Коваленко