3 ноября в очередной раз проводится всероссийская акция «Ночь искусств». В этом году ее девиз ‒ «Искусство объединяет». В более чем тысячелетней истории русского искусства есть множество тому подтверждений.
Один из примеров — искусство XVIII века. На протяжении всего столетия в Россию приглашались иностранные художники для несения службы при дворе, а также для подготовки местных специалистов.
В результате совместной работы иностранных и отечественных мастеров, рождались взаимно обогащенные произведения. Художники привносили в искусство друг друга новую манеру, новое виʹдение, новые технологии.
В собрании отечественного искусства НГХМ встречаются несколько имен иностранных художников — итальянцев, французов, немцев. Живописные произведения, исполненные иностранными мастерами в России, принято называть россикой.
Георг Христоф Гроот. Екатерина Алексеевна в охотничьем костюме. 1745-1747. Холст, масло. 68,5×48. Собрание НГХМ
В числе представителей россики в собрании музея — немецкий мастер Георг Христоф Гроот. Он прибыл в Россию в 1741 году и прожил здесь 8 лет, до своей смерти. Гроот работал как реставратор и придворный художник, оформлял интерьеры столичных и пригородных дворцов императрицы Елизаветы, был наставником выдающегося портретиста Ивана Аргунова. Кроме того, он был назначен хранителем картинных галерей, составлял списки картин для приобретения, тем самым влияя на формирование вкусов русского общества. Можно сказать, что этот мастер стоял у истоков отечественного музейного дела.
Иван Аргунов. Портрет неизвестной в русском костюме. 1784. Холст, масло. 68×53,6. Третьяковская галерея, Москва
За несколько лет пребывания в России Гроот написал около 30 портретов императрицы, наследников престола и членов их окружения. Среди них ‒ «Портрет Великой княгини Екатерины Алексеевны в охотничьем костюме» ‒ изображение будущей императрицы Екатерины II.
Выбор мотива обусловлен не только тем, что охота была одним из любимых занятий великой княгини, но и с тем, что в западноевропейском искусстве существовала традиция представлять знатных дам в виде Дианы-охотницы, которую Гроот привнес в русское искусство.
Свободная поза, отсутствие каких-либо знаков отличия Екатерины выделяет эту картину среди других портретов членов императорской фамилии. Екатерина изображена здесь не как ее представитель, а как частный человек с личными увлечениями и интересами. Небольшой размер этого полотна, как и большинства работ Гроота, придают ему еще большее камерное звучание.
Портрет отличается изысканной светлой цветовой гаммой, в которой сочетаются розоватые, голубоватые и зеленоватые оттенки, выделяясь на фоне темных портретов XVIII века.
Иоганн Фридрих Гроот. Дикие кошки. Холст, масло. 112×141. Собрание НГХМ
Дело в том, что искусство Гроота представляло собой новейшие европейские достижения в области технологии живописи. Именно Гроот познакомил местных мастеров с техникой, при которой цвет грунта использовался как основной для моделирования объемов. С Гроота начался переход в русской живописи середины XVIII века на письмо по светлым грунтам.
Среди специалистов существует мнение, что работа принадлежит руке не одного Георга Христофа. В пользу этой версии говорит, в частности, непропорциональность головы и торса, удлиненные руки. При этом, натюрморт с битой птицей и зайцем написан более профессионально. Не исключено, что смерть помешала Г. Х. Грооту закончить это произведение. Продолжить работу мог его брат, Иоганн Фридрих, мастер натюрморта, анималист, не имевший достаточного опыта в написании портретов.
Ольга Чижус