Александр Васильевич Шевченко – один из представителей русского живописного авангарда. Художник родился в Харькове, учился в Москве и в Париже.
Картина «Цирк» написана в 1913 году. Главным объектом изображения является наездница, которая скачет на лошади по арене цирка. В правой части картины видны лица зрителей.
А.В. Шевченко «Цирк». 1913. НГХМ
Это был период, когда сильное влияние на русских художников-авангардистов оказывал итальянский футуризм. Воспринимая ХХ век как воплощение скорости, технического прогресса, футуристы в живописи решают задачу передачи движения, динамики современной жизни.
Контуры лица и левого плеча циркачки повторяются, что делает ее фигуру как бы разомкнутой, длящейся в пространстве. Подобные приемы использовали итальянские футуристы Умберто Боччони, Карло Карра. Впечатление длящегося движения поддерживается и тем, что розовый цвет фигуры циркачки рассеян по всей плоскости холста.
У. Боччони. «Эластичность». 1912. Пинакотека Брера, Милан
К. Карра «Красный всадник». 1913. Музей Новеченто, Милан
Пространство кажется раздробленным, оно словно разложено на геометрические элементы. В этом можно усмотреть влияние на французского кубизма (русские художники вообще склонны были синтезировать кубистические и футуристические приемы), но в данном случае такая «дробность» может передавать и стремительный ритм движения циркачки.
И кубисты, и футуристы нередко включали в свои картины буквы и цифры. У Шевченко элементами художественного образа становятся дважды повторенные инициалы «А.Ш.» и цифра «13» - год создания картины.
Александр Шевченко был не единственным художником рубежа веков, обратившихся к теме цирка. Эта тема проходит через все творчество Марка Шагала, к ней обращался и Михаил Ларионов, с которым Шевченко был близко знаком.
М.З. Шагал «Наездница». 1931. Государственный музей, Амстердам
А.В. Шевченко «Весна». 1990. Частная коллекция.
Э. Каррьер «Женщина, облокотившаяся на стол». 1893. Государственный Эрмитаж
Но ларионовские работы эпатажны, им часто свойственны ирония, юмор. Шевченко решает тему цирка скорее в лирическом ключе. Очень гармонично цветовое решение картины, построенное на сочетании розового и серого. Фигура циркачки полупрозрачна, она как бы растворяется в пространстве, что придает ей призрачность. Возможно, здесь сказывается символистские прошлое Шевченко. Среди его ранних работ немало пейзажей с купальщицами в духе Виктора Борисова-Мусатова и художников группы «Голубая роза». Да и в Париже Шевченко работал в мастерской Эжена Каррьера, который известен своими картинами в приглушенной цветовой гамме, изображающими женские фигуры, как бы подернутые дымкой.
Надежда Юрасова