В 1920 году собрание Нижегородского художественно-исторического музея пополнилось, в числе прочих, еще одним произведением. Из частного собрания Ю. С. Шереметевой-Клейст поступил «Портрет воеводы И. Е. Власова» Григория Одольского 1695 года.
1690-е годы в России — начало эпохи Петра I, время становления светской художественной культуры. Незадолго до этого в живописи зарождается особая форма — парсуна, представляющая собой переходный этап от иконных изображений к более поздним светским портретам.
Создавали такие работы, в частности, мастера Оружейной палаты, к числу которых и принадлежал Григорий Одольский.
Григорий Одольский. Портрет воевоеды Ивана Власова. 1695. Собрание НГХМ
В центральной части представленной композиции — фигура Ивана Евстафьевича Власова. Он родился в 1628 году, в 1680-х гг. был воеводой в Иркутске и Нерчинске. В 1696 году участвовал во втором Азовском походе Петра I, позже принимал участие в изыскании сереброрудных месторождений в Нерчинске.
Григорий Одольский. Портрет воевоеды Ивана Власова. 1695. Фрагмент
Обо всем этом красноречиво рассказывает живописное полотно. Это не случайно, ведь главные задачи парсуны — продемонстрировать достоинство изображенного человека, его положение в обществе и государстве, сохранить память о нем для потомков. В данной работе все элементы изображения работают над решением этих задач. «Портрет воеводы И. Е. Власова» очень информативен.
В правом верхнем угу помещен герб рода, раскрывающий происхождение Власова; на столе изображена булава — символ воеводской власти, указывающая на занимаемую им должность.
Справа от Власова — оконный проем, скрывавшийся за занавесом. В окне предстает вид Нерчинских рудников, с плавильными печами и работниками. Это один из первых светских пейзажей в отечественном искусстве.
В нижней части композиция дополнена картушем (рамкой) с надписью, информирующей об объемах добычи драгоценного металла на нерчинских рудниках и самом Иване Власове.
Григорий Одольский. Портрет воевоеды Ивана Власова. 1695. Фрагмент
Как сообщает надпись, портрет был написан, когда Власову было 67 лет. Однако художественно-стилистический анализ картуша и анализ шрифта в нем позволили предположить, что надпись была добавлена гораздо позже, после 1735 года.
Мастера Оружейной палаты в своей работе ориентировались на портреты, созданные в XVI-XVII вв. в Центральной Европе, так называемые «сарматские» портреты, пришедшие в Россию через Украину и Польшу. (Сейчас подобные работы можно увидеть в музеях этих стран и, например, в Беларуси) Так, положение руки на поясе, которое демонстрирует Власов, неоднократно можно встретить в «сарматских» портретах.
Несмотря на ряд новшеств (техника холст/масло, наличие пейзажа, светская трактовка образа), работа содержит и черты, характерные для иконописи, такие как плоскостность, локальность цвета, надписи, обратная перспектива.
Таким образом, «Портрет воеводы И. Е. Власова» соединяет в себе черты старого и нового искусства, демонстрируя противоречивость художественной жизни рубежа XVII-XVIII вв.
Ольга Чижус