Ялта ночью

«Ялта ночью» - одно из немногих произведений Константина Коровина в собрании НГХМ. Этот художник — крупнейший и самый последовательный представитель импрессионизма в России; мастер, который, в отличие от многих своих коллег, посвятил импрессионизму всю свою творческую жизнь.
 

Константин Коровин. Ялта ночью. 1905. Собрание НГХМ
 
Картина переставляет городской пейзаж. Перед нами открывается широкая улица, выходящая на берег Ялтинского залива, по обеим сторонам которой стоят одно- и двухэтажные дома, между ними по улице идут прохожие.
 
Для Коровина обращение к городским мотивам, в том числе, крымских городов, не было редкостью. Впервые художник приехал в Ялту в 1904 году навестить Антона Чехова. Спустя некоторое время Коровин купил участок земли в Гурзуфе, построил там виллу «Саламбо», и крымская тема с тех пор прочно поселилась в его творчестве.
 
Распространение городских мотивов на рубеже XIX-XX вв. было связано с развитием этих населенных пунктов. Кроме того, городские мотивы как нельзя лучше подходили эстетике импрессионизма. Вечно спешащий горожанин на все смотрит беглым взглядом, та же черта характерна и для восприятия художника-импрессиониста. Их работы отражают острые, мгновенные впечатления от жизни города: идущие по свои делам люди; улицы в разное время суток; многочисленные дома и лавочки.
 
В картине «Ялта ночью» интересно освещение. На полотне по воле художника соединяются естественное ночное освещение, свет звезд, огни города, свет из окон домов. Для русских художников рубежа XIX-XX вв. проблема передачи освещения была одной из главных. Часто в их наследии встречаются картины с изображением вечерних или утренних сумерек, звездных ночей, света электрических ламп и тому подобные мотивы. Для Коровина взаимодействие этих «светов», их сочетание и влияние друга на друга, представляет художественную задачу, которую он мастерски решает в картине.
 
Колорит «Ялты ночью» построен на сочетании коричневатых и синих тонов. Импрессионисты отказались от темных земляных красок и отдали предпочтение краскам, близким к цветам солнечного спектра, - зеленому, красному, синему, желтому, оранжевому, фиолетовому. Они сознательно «изгнали» со своих палитр черный цвет, считая, что в природе его не существует. Коровин тоже отказывается от него: ветви деревьев написаны темно-серым, небо – темно-синим, фигуры людей – темно-коричневым.
 
Импрессионисты стремились передать в своих работах зрительное впечатление от окружающей среды, в следствие чего предпочитали красочное пятно линии. Знаменитый «коровинский мазок», то легкий, то пастозный, переходящий от лепки формы к едва заметному касанию, удивительно точно передает ощущение движения, динамики современного города.
 
Коровин использует в картине разомкнутую композицию: здания «срезаются» краем холста. В композиции художником сознательно не подчеркивается центр, в ней трудно выделить главное. Такая композиция «случайного кадрирования» подчеркивает мгновенность, сиюминутность впечатления.
 
До своего поступления в музей картина «Ялта ночью» находилась в собрании Ивана Абрамовича Морозова — одного из самых известных коллекционеров начала XX   века. Его собрание стало основой коллекций импрессионистов и постимпрессионистов в Эрмитаже и ГМИИ им. А. С. Пушкина. Среди шедевров его коллекции - «Девочка на шаре» П. Пикассо и «Красные виноградники в Арле» В. ван Гога. Большую часть его коллекции составляли произведения русского искусства, в основном работы рубежа XIX-XX вв., в числе которых работы Исакака Левитана, Михаила Врубеля, Валентина Серова, Игоря Грабаря, Александра Головина, Ильи Машкова, Петра Кончаловского, Михаила Ларионова, Натальи Гончаровой, Марка Шагала и многих других.
 
 
Особняк И. А. Морозова на улице Пречистенка. Фото с сайта www.newestmuseum.ru
 
 
Интерьер особняка И. А. Морозова. Фото с сайта www.newestmuseum.ru
 
В 1918 году собрание И. А. Морозова было национализировано. После этого картина «Ялта ночью» вместе с другими вошла в состав Второго музея новой западной живописи, затем — Музея нового западного искусства. Спустя некоторое время произведения русских мастеров из него передали в Государственный музейный фонд. Оттуда в 1926 году картина Коровина и поступила в собрание нашего музея.