Здания
  • НГХМ
    РУССКОЕ ИСКУССТВО

    Кремль, корпус 3
    Сегодня: 10:00 — 18:00
  • НГХМ
    ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО

    Верхневолжская набережная, 3
    Сегодня: 10:00 — 18:00
  • НГХМ
    ИСКУССТВО XX ВЕКА

    Площадь Минина и Пожарского, 2/2
    Сегодня: 10:00 — 18:00
  • НГХМ
    МАНЕЖ

    Кремль, корпус 1А
    Сегодня: 10:00 — 18:00
  • НГХМ
    ПАКГАУЗЫ

    Стрелка, дом 21, лит. И
    Сегодня: 10:00 — 18:00
Текущие выставки и мероприятия
Фильтр выставок и мероприятий
#Постоянные экспозиции
#Выставки
#Экскурсии
#Лекции
#Занятия
Показать ещё
События
Казалось бы, для всех гор есть одно определение — часть земной поверхности, приподнятая над уровнем моря. Но в действительности, нет ни одной похожей горы.  Они дарят разные впечатления и трудности путешественникам, хранят в себе мудрость, легенды и отголоски прошедших веков, имеют свой неповторимый индивидуальный облик. Стоит только отправиться в виртуальное путешествие по горам, находящимся в разных частях земли, и мы обнаружим красоту и великолепие природы, молчаливо смотрящее на нас с их вершин. В этом нам вновь помогут картины из собрания НГХМ. Рассмотрим их внимательнее.
 

Неизвестный художник I половины XIX века. Альпийский пейзаж.
Бумага, акварель. Собрание НГХМ
 
Перед нами «Альпийский пейзаж». Альпы — самые высокие и, пожалуй, самые живописные горы, находящееся на территории Европы. Это протяженный горный хребет, образующий огромную дугу, которую мы, находясь на одном месте, никогда не сможем охватить полностью взглядом! Такое возможно сделать только глядя из космоса или изучая карту. Суммарная длинна альпийской дуги примерно 1200 километров. Это в три раза больше, чем, например, расстояние между Москвой и Нижним Новгородом! Альпы смогли разместиться аж в 8 странах: в Италии, во Франции, в Швейцарии, в Германии, в Австрии, в Монако, в Лихтенштейне и в Словении!
 

 
Ф. М. Матвеев. Швейцарский пейзаж. Берн. 1818.
Бумага, акварель, белила, лак. Собрание НГХМ.
 
Альпы — очень популярное место среди туристов, особенно у любителей горнолыжного спорта. Хорошо нам известное и понятное слово «альпинизм» (восхождение к вершинам) также, разумеется, происходит от названия гор, в которых мы с вами находимся. 
В Альпах очень много невероятно красивых и глубоких озер. Кроме того, в склонах этих гор прячутся источники крупных европейских рек.
На полотне художника Матвеева мы видим Швейцарские Альпы — сердце этого горного хребта. Не правда ли, здесь удивительно!? А какой чистый воздух мы ощущаем, всматриваясь в этот завораживающий пейзаж!

Кстати, на сегодняшний день в городе Берн, столице Швейцарии, существует целый Альпийский музей, посвященный природе и культуре Швейцарских Альп. 
Пришел и наш черед погулять по окрестностям. А заодно, знакомясь с ландшафтом, попытаться найти ответы на вопросы кроссворда.
 
Вопрос №1. Горы всегда ассоциировались с чем-то громадным, неизмеримым. Людям казалось, что своими вершинами они касаются небесного мира, недоступного простому смертному. Горы своим величием напоминали вечность.
Если мы с вами в Альпах поднимемся на высоту выше 2500 метров от уровня моря, то нас непременно будет окружать это «вечное» погодное явление? Подсказка на картине вдалеке.

Вопрос №2. Кажется, что не может быть ничего выше неба. Однако, иногда горы настолько велики, что мы можем наблюдать, как их вершины спорят с самим небом, кто из них выше! Благодаря чему нам может казаться, что небо уступает в этом споре, обнимая склоны гор?

Вопрос №3. Присмотримся к прекрасному озеру, которое изобразил художник. Кажется, что на нем очень тихо и спокойно. По воде плывут небольшие судна, а на берегу расположился городок с аккуратными домиками. Какое сооружение возвышается среди приозерных построек? Не правда ли, даже оно кажется совсем крохотным по сравнению с массивными горами.

Вопрос №4. Издавна в альпийских горах развивалась своя традиционная музыкальная культура. Сегодня на весь мир известно особое пение — «йодль». Оно встречается и в национальных праздниках, и на фестивалях, и в шуточных концертах, однако, оказывается, что изначально оно возникло не для того, чтобы забавлять слух, а для конкретных профессиональных нужд. Представителю какой же профессии понадобилось изобретать такую необычную манеру петь? Картина снова подсказывает…

Вопрос №5. В самом центре композиции на возвышении стоит человек, который держит в руках странное приспособление. Это национальный швейцарский духовой инструмент, который в давние времена предупреждал местных жителей о приближении какой-либо опасности. Он изготавливался из ствола пихты. А свое название он также получил в честь Альп — «Альпийский ...».

 
Двинемся  с запада на восток через Кавказ! И мы окажемся еще ближе к  самой известной горной вершине, загаданной в кроcсворде.


П. П. Кончаловский. Сионы. Пастух и стадо овец. 1927. Холст, масло. Собрание НГХМ
 
Вопрос №6. Мы видим  поэтичный и героический образ  кавказских гор.  Горы весомы, конкретны, естественны и, кажется, можно ощутить даже разлитый в воздухе пленительный аромат разнотравья. В них воплотилась красота природы Кавказа, которая  отличается чистотой и гармонией,  хранит мудрость и традиционный уклад горских народов. Обратите внимание, что пастух изображен в молитве. В руках у него важный атрибут. Напишите название этой вещи.                                                                                                                       
Вопрос №7. Величие и спокойствие ландшафта настраивают на созерцание и  вдумчивое общение с природой. Обратите внимание, что горы словно разговаривают с небом, прикасаясь к нему своими макушками.  Напишите, как называется граница между небом и землей, которую мы, как правило, не видим на горных пейзажах.
 

 
Н. К. Рерих. Красные кони. 1925. Холст, темпера. Собрание НГХМ.
 
Вопрос №8.  Посмотрите на сказочные горы кисти Рериха! Вот мы и в Гималаях! В Азии. Эти горы не похожи ни на горы Кавказа, ни на европейские Альпы, хотя тоже покрыты снегом. На картине  горы вместе составляют белоснежную симфонию. Сияние снега на горных хребтах ослепляет и поражает воображение. Если присмотреться к горам снег совсем не белый.  Можно представить как переливаются горы под солнечным лучом всеми цветами радуги. Сияющие всеми гранями горы напоминают драгоценный камень. Какой?
 
Вопрос №9.  Художник-мыслитель Николай Рерих был отважным путешественником, участвовал в сложных экспедициях. Он был впечатлен Гималаями. В Гималаях находятся  самые высокие вершины. Кажется, на них даже невозможно взойти человеку.  Напишите, как называется наиболее низкое место в горном хребте, доступное для перехода.
 
Вопрос №10.  На картине мы узнаем изображение коней. Бывают ли красные кони? Могут ли кони нестись по воздуху?  Кто бережно выпускает их в мир из рукавов своего одеяния. Художник описал эту традицию сам: «В Ладаке... в ненастную погоду ламы всходят на вершины и с молитвами разбрасывают маленькие изображения коней в помощь страждущим путникам».  Впишите слово в предложение: красные кони - …… добрых мыслей, вестник наступления счастливого времени.

Теперь вы знаете загаданное слово и это не просто название горы, а   одно из имен высочайшей   вершины Земли. Наверняка, вы поняли, о какой достопримечательности Гималаев  идет речь.

Вариант для печати:
 
 
 
 

история музея