Здания
  • НГХМ
    РУССКОЕ ИСКУССТВО

    Кремль, корпус 3
    Сегодня: 10:00 — 18:00
  • НГХМ
    ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО

    Верхневолжская набережная, 3
    Сегодня: 10:00 — 18:00
  • НГХМ
    ИСКУССТВО XX ВЕКА

    Площадь Минина и Пожарского, 2/2
    Сегодня: 10:00 — 18:00
  • НГХМ
    МАНЕЖ

    Кремль, корпус 1А
    Сегодня: 10:00 — 18:00
  • НГХМ
    ПАКГАУЗЫ

    Стрелка, дом 21, лит. И
    Сегодня: 10:00 — 18:00
Текущие выставки и мероприятия
Фильтр выставок и мероприятий
#Постоянные экспозиции
#Выставки
#Экскурсии
#Лекции
#Занятия
Показать ещё
События
С помощью картин из собрания нашего музея мы перенесемся на несколько веков назад и совершим необычную прогулку, познакомившись со сценами охоты.  
Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны кисти Георга Кристофа Гроота - пример популярного в России во второй половине XVIII века разновидности портрета человека в охотничьем костюме с ружьями и собаками.
 
 
Г. Х. Гроот. Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны в охотничьем костюме. 1745-1747. Холст, масло. Собрание НГХМ
 
Образ будущей  императрицы Екатерины II полон изящества. Белизной кожи и тонкостью черт она напоминает  хрупкую фарфоровую куколку. Переливающаяся гладкая ткань камзола выглядит словно  перламутр жемчужной  раковины, а воздушная легкая материя на треуголке, в волосах и у шеи княгини -  как рой бабочек-белянок, подлетевших к  цветку. При этом тонкими пальцами императрица придерживает увесистое оружие, рядом лежат добытые трофеи. Известно, что государыня была сильна физически, обожала прогуливаться пешком, кататься верхом, стрелять. Стрельбе из ружья научил ее супруг, Петр III,  это занятие сразу пришлось ей по душе.
 
 
Г. Х. Гроот. Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны в охотничьем костюме. 1745-1747. Фрагмент.
 
В «Записках» она описывает свое времяпрепровождения летом и осенью 1747 года: "Вот образ жизни, который я тогда вела в Ораниенбауме. Я вставала в три часа утра, сама одевалась с головы до ног в мужское платье; старый егерь, который у меня был, ждал уже меня с ружьями; на берегу моря у него был совсем наготове рыбачий челнок. Мы пересекали сад пешком, с ружьем на плече и мы садились - он, я, легавая собака и рыбак, который нас вез - в этот челнок, и я отправлялась стрелять уток в тростниках, окаймляющих море с обеих сторон Ораниенбаумского канала, который на две версты уходит в море".  Искусно со знанием дела художник написал этих животных: характерные вытянутые морды, чтобы чуять добычу, длинные ноги, чтобы преодолевать в кротчайшие сроки большие расстояния. Породистые собаки и дорогое оружие считались роскошью и одним из лучших подарков. К концу XVIII века в России появляются огромные псарни, рассчитанные на тысячи собак.
 
Со временем охота в России всё больше и больше становилась основным развлечением дворян и помещиков, поэтому в русской живописи середины и  второй половины XIX века все чаще появляются разнообразные охотничьи сюжеты. В те времена почти каждый состоятельный помещик, подмосковных губерний в особенности, считал необходимым держать борзых и гончих.
 
Петр Соколов и Николай Сверчков знакомят зрителя с картинами русской псовой охоты. Рисунок Сверчкова - интересная многофигурная композиция, выполненная с большим мастерством и блеском. С прекрасным знанием анатомии и движений написаны лошади с завязанными для удобства в узелок хвостами, собаки, добыча, люди. Все детали, костюмы охотников, помещиков и псарей переданы так, что чувствуешь - этому предшествовал огромный подготовительный труд рисовальщика.
 
 
Н. Е. Сверчков. Охотники. Привал на охоте. Бумага, картон, акварель, белила. Собрание НГХМ
 
Николай Сверчков дружил со многими знатными и состоятельными современниками. Совместное с ними участие в охотах давало ему неоценимый художественный материал. Например, он близко сошелся с Николаем Некрасовым, подолгу гостил в его ярославском имении Карабиха.
 
В работе Петра Соколова мы видим неказистых, слегка тяжеловесных и взлохмаченных охотничьих лошадок. Его рассказ не затейлив, в нем нет лоска, зато присутствует живость и заинтересованность. Собаки взаимодействуют с людьми и будто упрашивают хозяев отправиться на охоту.
 
«Золотой век» отечественных псовых охот заканчивается с отменой в России крепостного права в 1861 году. Количество псарен резко сократилось, так как их владельцы лишились крепостных помощников. Сохранились они в то время лишь у истинных любителей русской псовой охоты.
 
 
П. П. Соколов. Сборы на охоту. У крыльца. 1870. Бумага, картон, акварель. Собрание НГХМ
 
Обширные леса и бедная почва заставляли многих крестьян видеть в охотничьем промысле важное подспорье для жизни. Проводились такая ружейная охота крестьянами обычно с использованием охотничьих собак. Необыкновенно емкий образ создал Виктор Васнецов в работе «Савка-охотник». Выразительное загорелое обветренное лицо, продуманная экипировка выдают в нем опытного охотника, тонкого знатока природы. Савка составляет единой целое с природой, он естественно вписан в пространство, объединен с пейзажем посредством цвета. Вид у Савки недоверчивый, немного диковатый, в нем читается независимость, свободолюбие и неизбывная внутренняя сила.
 
 
В. М. Васнецов. Савка-охотник. 1889. Холст, масло. Собрание НГХМ
 
Итак, эффектные псовые охоты готовили талантливые псари. Разгадав кроссворд, вы узнаете название еще одной профессии русских мастеров, работы которых использовались на  охоте и во время прогулок.
 
 
1. Животные, на которых охотятся – это …
2. К охоте тщательно готовились. Помимо обычных приготовлений вырабатывался подробный план действий, составлялся список участников охоты, а по ее завершении - подробный отчет о результатах охоты в целом и успехах каждого ее участника. В программе охоты указывалось все, вплоть до схемы передвижения людей. Поэтому императорская охота представляла собой хорошо продуманный…
3. Впереди в бричке ехал заведующий охотой, указывая путь, за ним коляска государя и все остальные участники. В то же время выезжала на место охоты кухня. Кухня включала особый походный очаг, ледник, ящики с посудой и провизию. В чем все это перемещалось? 
4. Перед охотой или в ее перерыве все приглашались к завтраку. Государь подходил к столу, делая рукою жест, приглашающий к завтраку, все окружали стол и ели стоя, так как стульев не полагалось. После приема пищи охота возобновлялась и длилась часов до пяти, когда охотники возвращались во дворец, к которому свозилась вся добыча. Она укладывалась в определенном порядке. Первый ряд занимали трофеи, добытые императором, затем добыча прочих участников охоты. А чем обычно завершалось это действо?
5. Значимость императорской охоты была велика и с политической точки зрения. Во время нее решались многие важные политические дела, порой от удачной охоты порой зависела судьба целого государства. В охоте часто участвовали высокие иностранные гости, представители дипломатического корпуса.  Кроме самого императора в охоте принимали участие великие князья, генералы, приближенные ко двору.  Все они составляли государеву …
6. Интересно, что часть трофеев передавалась участникам охоты, другая - в собственность анатомических музеев Академии наук, Академии художеств и университетов.  Таким образом, охота служила источником пособий для науки, материалом для изобразительного искусства. По приказу императрицы Елизаветы Петровны в Царском Селе в центре зверинца по проекту Ф. Б. Растрелли был построен охотничий павильон "Монбижу". Самое пышное в нем убранство имели покои, стены которого были украшены этими произведениями искусства. Какими? 
7. Благодаря людям этой профессии охота превращалась в настоящее торжество, они задавали особый ритм, темп и настроение действа.
8. Территория, на которой производилась охота, называется …
9. Фамилия страстного охотника, художника, автора одного из самых известных произведений в живописи второй половины XIX века на тему охоты.

Теперь вы знаете о какой важной профессии шла речь и, наверняка, поняли, что так умело изготавливали русские мастера.
 
Вариант для печати:
 

история музея