Здания
  • НГХМ
    РУССКОЕ ИСКУССТВО

    Кремль, корпус 3
    Сегодня: 11:00 — 19:00
  • НГХМ
    ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО

    Верхневолжская набережная, 3
    Сегодня: 11:00 — 19:00
  • НГХМ
    ИСКУССТВО XX ВЕКА

    Площадь Минина и Пожарского, 2/2
    Сегодня: 11:00 — 19:00
  • НГХМ
    МАНЕЖ

    Кремль, корпус 1А
    Сегодня: 11:00 — 19:00
  • НГХМ
    ПАКГАУЗЫ

    Стрелка, дом 21, лит. И
    Сегодня: 11:00 — 19:00
Текущие выставки и мероприятия
Фильтр выставок и мероприятий
#Постоянные экспозиции
#Выставки
#Экскурсии
#Лекции
#Занятия
Показать ещё
События

Друзья, мы продолжаем виртуальные прогулки и отправляемся в путешествие по воде. Посмотрите на рисунок Павла Ковалевского. На нем художник изобразил сосредоточенного, наделенного физической силой паромщика. Он мог бы помочь нам  перебраться на  пароме, похожем на плот,  с одного берега озера или реки на другой .


П. О. Ковалевский. Паромщик. 1877. Бумага, карандаш. Собрание НГХМ.

Но как необычно, что совершить водную прогулку можно и,  перемещаясь по улицам города. На "нежной" работе Анны Остроумовой-Лебедевой  мы видим Венецию -  удивительный итальянский город, улицами в котором  служат 150 каналов. Невозможно представить Венецию без гондол - черных длинных изящных лодок. И, несмотря на то, что по более широким каналам сегодня можно перемещаться на водном трамвае "вапоретто", гондолы остаются символом этого города.  Гондолы мерно скользят по каналам, а сам город похож на  видение, растворяющееся в холодноватом звенящем воздухе. Управляет лодкой-гондолой гондольер.  Профессия эта очень ценится и передается из поколения в поколение. Неслучайно, не только Венеции, но и венецианским гондольерам посвящены стихи, музыкальные творения, произведения изобразительного искусства. Они являются проводниками в прекрасный мир грез и его хранителями. 

А. П. Остроумова-Лебедева. Венеция. 1911. Бумага на картоне, акварель, итальянский карандаш. Собрание НГХМ.

Иван Айвазовский в своем произведении  передает изысканность и пленительность ночной прогулки по Венеции. Особое очарование работе придает  лунная дорожка на воде  - свидетельница встреч  влюбленных, посвещённая в их мечты и надежды. Тончайшие оттенки серого и голубого в изображении неба  сообщают таинственности романтической  атмосфере, а мягкие перламутровые переходы и вибрации света на поверхности воды рождают ощущение зыбкости мгновения.

И. К. Айвазовский. Ночной пейзаж. Венеция. 1860-е гг. Собрание НГХМ

В правой части изображения на работе Айвазовского можно различить шедевр архитектуры – Дворец Дожей – роскошную резиденцию древнего венецианского правительства. Решения, которые принимались здесь, влияли на весь средиземноморский регион. Благодаря мореплавателям и торговцам, например таким, как купец-путешественник Марко Поло, этот небольшой город в лагуне, стал известен всему миру, был и остается одним из крупнейших портов в Средиземноморье.

 

А что же реки? Самая большая река в Европе и одна из самых внушительных рек в мире - Волга. Судоходство на  Волге существовало с древнейших времен. Сначала люди ходили по ней на плотах, после стали строить лодки и суденышки покрупнее. В начале XX века в Нижнем Новгороде традиционный уклад сосуществовал  с техническим прогрессом, развитым судоходством.  Заметьте, какое количество судов изобразил на Волге Константин Юон! Разгадав кроссворд по картине "По Волге широкой", вы узнаете фамилию известного купца-судостроителя. 

К.Ф. Юон. Закат на Волге. Нижний Новгород. 1911. Холст, масло. Собрание НГХМ.

Картина Алексея Варламова «По Волге широкой» была написана к Юбилею Сормовского Судостроительного завода. На борту прогулочного катера – рабочие-сормовичи, смеющиеся, ликующие, поющие песни. Как прекрасно отправиться в путешествие по  реке в веселой компании в прекрасную погоду! Художник использует интересную композицию. Мы видим героев близко, как если  были бы с ними на судне. Края изображения срезаны, что рождает ощущение безграничности  великой реки.

А. Г. Варламов. По Волге широкой. 1954. Холст, масло. Собрание НГХМ.

Вопрос №1. На картине кроме катера есть и другие транспортные средства. Напишите название судна, которое движется с помощью паровой турбины.

Вопрос №2. Обратите внимание, что на картине изображен жаркий солнечный день. Напишите, какой используемый не по назначению аксессуар помогает нам это понять.

Вопрос №3. Все герои картины одеты по-разному. На одном из мужчин, если внимательно присмотреться, можно увидеть нательную полосатую рубашку. Напишите, как она называется.

Вопрос №4. Как  называют головной убор с козырьком? Напишите его название и найдите на картине, рассмотрите его хозяина. Как вы думаете, кем, судя по одежде, он мог бы являться?

Вопрос №5. Художник написал множество деталей, характеризующих героев.  В руках у энергичного мальчика слева – вкусное сочное яблоко, под рукой – добротный кожаный мяч. На голове изображенной по центру девочки   и праздничные красные бантики, и трогательный венок из ромашек. Этот же цветок вплетен в прическу светловолосой женщины у левого края картины. Развевающиеся на ветру косынки в руках девушек придают сцене динамизма и естественности. Назовите аксессуар, который позволяет лучше видеть и добавляет обычно образу серьезности. Найдите его на картине.

Вопрос №6. Картину оживляют блики солнца и мелкая рябь от ветра на воде, галдящие птицы у ее поверхности.  Напишите название этих птиц.

Вопрос №7. Назовите предмет, без которого не обойтись ни паромщику, ни гондольеру, но не используется на катере.

Вопрос №8.  Алексей Варламов признавался, что писал лица мужчин с себя, представляя свою внешность в разных возрастах. Свой автопортрет в полный рост он поместил у правого края картины. Напишите название предмета, с которым изображает себя художник.

Теперь вы знаете, о каком купце шла речь. Он имел самое непосредственное отношение и к судостроению, и к нашему городу, и к художественному музею.

Вариант для печати:

 


история музея