Здания
  • НГХМ
    РУССКОЕ ИСКУССТВО

    Кремль, корпус 3
    Сегодня: 12:00 — 20:00
  • НГХМ
    ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО

    Верхневолжская набережная, 3
    Сегодня: 12:00 — 20:00
  • НГХМ
    ИСКУССТВО XX ВЕКА

    Площадь Минина и Пожарского, 2/2
    Сегодня: 12:00 — 20:00
  • НГХМ
    МАНЕЖ

    Кремль, корпус 1А
    Сегодня: 12:00 — 20:00
  • НГХМ
    ПАКГАУЗЫ

    Стрелка, дом 21, лит. И
    Сегодня: 12:00 — 20:00
Текущие выставки и мероприятия
Фильтр выставок и мероприятий
#Постоянные экспозиции
#Выставки
#Экскурсии
#Лекции
#Занятия
Показать ещё
События
Приглашаем вас на виртуальные прогулки по картинам из собрания музея и первая из них – по старинным паркам. Старинные парки и усадьбы –излюбленная тема художников конца XIX–начала XX века. Какие разные парки встречаются в произведениях этого периода!
 
Рассмотрим парк на картине Константина Сомова.
 
 

Константин Сомов. Две дамы в парке.1919. Холст, масло. 58,2х71,5
 
День ясный, жаркий, так и хочется укрыться в тени деревьев от игривых солнечных лучей. Мягкие молочные облака стелются по небу. Кажется, слышится мерное гудение пчел, нежное щебетание птиц, "тающие" звуки фортепиано, доносящиеся из окон усадьбы. Однако не все так однозначно в этом произведении. Дамы, современницы художника, одетые в наряды первой половины XIX века, похожи на зрительниц, сидящих в партере театра.  Одна из героинь приняла жеманно изящную позу, другая - расслабленную, при этом у обеих скучающие выражения лиц. Неподвижность их мыслей и эмоций сродни статике усадебной скульптуры. Что же навевает на них смертную скуку? Неужели представление на сцене? Неужели зрители?
 
На картине Аполлинария Васнецова изображен вполне конкретный природный объект, в работе нет иносказательности. Все очарование парка, кажется, уместилось как в зеркале на поверхности его вод. Мы не увидим ни динамизма пересекающихся линий аллей, ни усадьбы, ни дорожек, ведущих к воде, только тишина и манящая прохлада пруда.  Написанные в обобщенной пластической форме деревья, словно сотканы из изумрудов и сапфиров. Восхищение силой цвета в себе художник открыл во многом благодаря учителю – пленэристу Василию Поленову.
 
 
Аполлинарий Васнецов. Пруд. 1910. Холст, масло. 74 x 99 

Старинные парки бережно хранят свои секреты. Из воспоминаний Всеволода, сына художника Аполлинария Васнецова, мы узнаем о селе, куда он приезжал на дачу вместе с отцом. Здесь художник написал несколько картин и сделал множество зарисовок усадьбы и ее окрестностей. "Предание гласит, что во время приезда Екатерины II... на берегу этого пруда конюхи стали мыть золотую карету императрицы. Карета была очень тяжелой, а берег пруда крутой. Конюхи не удержали карету, и она скатилась в самую глубокую часть пруда, навеки скрывшись под водой". Может быть водоем на картине и есть тот самый пруд с историей?
 
Предлагаем вам узнать название этого места, ответив на вопросы по картинам с видами парков, и вписать буквы в таблицу (в конце статьи вы найдете вариант таблицы для печати).
 
 

 
 
Вопросы:
 
1. На картине "Отблеск заката" вы видите две женские фигуры. Одной из моделей для изображения женщин послужила супруга художника, другой - близкая родственница. Отгадайте, кем приходилась художнику вторая модель. 
 
2. Это слово переводится как "идти". Ответ на картине. Что это?
 
3. На картине изображена белоснежная усадьба Введенское под городом Звенигородом. Рассмотрите ее. Назовите архитектурный элемент усадьбы в виде высокого столба. 
 
 
Виктор Борисов-Мусатов. Отблеск заката. 1904. Холст, темпера. 79х87
 
4. На картине "Белки" изображены частые обитатели парков. Напишите, семенами какого дерева лакомятся они на картине?
 
5. Белки ловко прыгают по деревьям. Напишите, что служит им при этом рулем, а в других ситуациях парашютом и одеялом?
 
6. Гайно – это белкин...
 
 
Наталья Гончарова. Белки.1910. Холст, масло. 90х100
 
7. Посмотрите на работу "Свадебная прогулка". Она передает сцену времен Людовика XIV. Перед нами Версаль – дворцово-парковый ансамбль (ныне пригород Парижа). В центре вы видите изображение небольшой изолированной постройки. Напишите, как называется такой тип постройки.
 
8. Король-Солнце обожал парк Версаля, всю свою жизнь он оставался его управляющим и главным садовником. Садовник должен был разбираться в архитектуре, обладать знаниями в области арифметики и геометрии, владеть искусством фигурной стрижки кустарников и деревьев. Напишите, как называется это искусство.
 
9. Людовик XIV составил справочник "Как показывать парки-сады Версаля". Этот путеводитель, написанный лаконичным языком, предлагает хорошо продуманный маршрут прогулки по парку с наиболее запоминающимися местами. Однако были элементы Версаля, которые устраивали таким образом, чтобы люди скорее заблудились среди роскошной зелени и позабыли о своих печалях. Ответ ищите на картине.
 
 
Александр Бенуа. Свадебная прогулка. 1906. Бумага на картоне, гуашь, акварель. 35х51
 
Теперь вы знаете о каком месте с красивым парком шла речь. Неслучайно оно было местом притяжения московской интеллигенции. Аполлинарий Васнецов вспоминал время, проведенное здесь: «С утра – этюды, придешь, пообедаешь, отдохнешь и опять этюды. Всё тут же, под боком, близко. Так хорошо!». Вы тоже можете отправиться в путешествие за вдохновением и посетить это чудесное место под городом Клин. 
 
Вариант таблицы для печати:
 
 

история музея