Дорогие друзья!
Мы продолжаем наши виртуальные прогулки. На этот раз мы путешествуем по городам.
Издавна города возникали в тех местах, где пересекались важнейшие торговые пути. В начале любой город был совсем маленьким и едва заметным на карте, но со временем небольшие населенные пункты развивались и становились огромными центрами. Мы все с вами хорошо знаем великие города древности. Такие, как Вавилон, Троя, Афины и, конечно, Рим!
Давайте рассмотрим подробнее картину итальянского художника XVIII века Бернардо Белотто.
Перед нами Пьяцца Навона (или Площадь Навона) в Риме. Это забавное название «Навона» происходит от греческого слова «Агона» и означает «состязание». Дело в том, что площадь, которая изображена на картине, была построена на месте древнеримского стадиона. На нем проводились различные спортивные соревнования.
Уже в XVII веке это место выглядело совершенно иначе. Вместо зрительских трибун и арены по периметру площади выросли многоэтажные постройки, а по середине были построены великолепные фонтаны. В самом центре мы видим Фонтан Четырех рек, сооруженный по проекту великого скульптора и архитектора Джованни Лоренцо Бернини. Четыре реки это символическое обозначение четырех главных рек в четырех частях свет Нила в Африке, а:Ганга в Азии, Дуная в Европе и Ла-Платы в Америке. Посмотрим поближе на этот необыкновенный фонтан. Внизу у основания мы видим подобие грота, окруженного четырьмя могучими мужскими фигурами — аллегориями рек. Огромное вытянутое навершие фонтана — обелиск. Весь город Рим украшен подобными изваяниями. Как правило, древнеримские императоры приказывали привезти в столицу настоящие обелиски из Египта. Однако этот фонтан украшен обелиском, сделанным уже на территории Италии. Он был перемещен на Площадь Навона с развалин древнеримского цирка Макценция.
Если внимательно посмотреть, мы увидим не один фонтан. Их целых три. Все они служили не только архитектурным декором Пьяцца Навона, но и выполняли практическую функцию — доставляли в центр города чистую пресную воду. В XVIII столетии, когда художник написал это полотно, еще не было электрических насосов. И тем не менее, благодаря специально сконструированной еще в Древнем Риме системе, вода поступала с горных вершин в городские фонтаны, давая возможность жителям Рима утолять жажду, умываться и набирать воду для хозяйственных нужд.
Мы с вами попали на площадь Навона, кажется, не в простой день, здесь происходит что-то интересное!
Очень много красиво, празднично одетых людей… роскошные парадные экипажи кружат вокруг фонтана и, удивительно, практически вся площадь залита водой! Действительно, именно так римляне отмечают праздник Феррагосто (15 августа) — окончание летних работ, посвященный также Успению Девы Марии. Фонтанные стоки закрываются, а вода продолжает прибывать. За счет того, что площадь имеет легкое углубление по середине (так как древний стадион представлял собой подобие чаши), вода образует настоящее озеро. Если день выдавался знойным, то городские жители, а особенно дети, были совсем не против весело провести время — например, обрызгать друг друга прохладной водой или же искупаться самим прямо в одежде.
В водном «зеркале» отражается всё великолепие барочной архитектуры Рима. Одно из самых красивых и впечатляющих зданий площади — церковь святой Агнессы. Оно венчается огромным куполом. Его фасад имеет очень сложную форму с пышными декоративными элементами, по краям он оформлен двумя высокими колокольнями. Колокола на них звонят во время богослужений или при необходимости собрать городское население на площади. Всего в Риме насчитывается около 900 церквей! Колокольный перезвон регулярно заполняет улицы древнего города.
Колокола на этой картине встречаются не только в церкви святой Агнессы. Попробуйте найти их сами, «погуляв» по площади и разглядывая все достопримечательности внимательнее.
Что может быть общего у разных столиц мира? Например, у Рима и Москвы.
Решите кроссворд, и вы узнаете название детали, которую можно найти и на площади Навона в Риме, и на Красной площади в Москве.
Вопрос №1. Обелиск в центре Пьяцца Навона завершается не только католическим крестом, но и изображением этой птицы.
Вопрос №2 Теперь мы знаем, что вода в римские фонтаны поступает с горных источников. А как называются гигантские сооружения, придуманные и построенные древними римлянами, для транспортировки воды на многие десятки километров?
Вопрос №3. Церковь святой Агнессы — выдающийся памятник эпохи барокко. Разумеется, это католический храм, и он подчиняется папе римскому. В самой верхней точке фасада над центральными дверями церкви мы можем заметить картуш с гербом Ватикана — двумя перекрещивающимися ключами и папской тиарой. Как архитекторы называют элемент треугольной формы, который находится под этим гербом?
Вопрос №4. Какое транспортное средство позволяет участникам праздничных торжеств кататься по площади, затопленной водой, и при этом не намочиться?
Вопрос №5. Судя по всему, в Риме выдался действительно жаркий день. Мы видим, что среди зрителей, наблюдающих за праздником, есть те, кто смотрит на площадь из своих окон или с балкона. Однако не всем хочется находиться под палящими лучами солнца. Какое приспособление помогает жителям города защищать свои окна от солнечного света?
Благодаря картине Бориса Кустодиева «Вербный торг у Спасских ворот», мы оказываемся в главном городе нашей Родины. Примечательно, что картина написана в 1917 году, а Москва станет официальной столицей в 1918. Прямо перед нами - Спасская башня, построенная более 500 лет назад. Это важнейшая часть ансамбля и, пожалуй, самая узнаваемая башня Московского Кремля. Главным фасадом она выходит на Красную площадь. В старину слово «красный» употреблялось в значении «красивый», «добротный», «самый важный».
Так и хочется очутиться в этой праздничной атмосфере на площади! Живописец не смог удержаться, и включил в изображение трех персонажей, похожих на него. Найдите их на картине, рассмотрев фрагменты. Эти герои выделены из толпы. Взгляды их как бы направлены друг на друга, а один герой смотрит прямо на зрителя, приглашая прогуляться по шумной Москве, хранительнице древних традиций.
Вопрос №6. Ворота Спасской башни во все времена считались главными в Кремле и особо почитались в народе. Они были парадным въездом в Кремль, каждый проезжающий мимо на лошади спешивался и в знак уважения снимал шапку. Через ворота Спасской башни въезжали в Кремль российские самодержцы, шли крестные ходы. И сейчас это - парадный въезд, который открывается лишь по особым случаям. На подходе к Спасским воротам стояли орудийные батареи, знаменитая Царь-пушка, с длиной ствола орудия 5 метров и весом ствола 40 тонн. Какую важную задачу выполняли ворота?
Вопрос №7. Гулять по праздничной площади веселее с дудкой или свистулькой или, пробуя ароматные пряники, коврижки. Обратите внимание, что это слово на вывеске написано не в современном варианте - «кавришка». Напишите название хлебобулочного изделия, родственника баранки и сушки.
Вопрос №8. Вербный торг «Верба» зародился в Москве и проводился на Красной площади каждую весну. Но к моменту написания картины около 50-и лет из-за строительства Исторического музея он шел на Смоленском рынке. Таким образом, Кустодиев воссоздает торг, изображая его в мельчайших подробностях и деталях. Веточки вербы, которые продавали на базаре, напоминали о пальмовых ветвях во время встречи Иисуса Христа, въехавшего в ворота Иерусалима на ослике. Верба - знак встречи Победителя смерти, символ прощения и доброты. Художник по-детски радуется воздушным шарам всех цветов радуги, наполняя ими почти все пространство неба. Он, будто ярмарочный зазывала, приглашает нас с помощью «аппетитных» вывесок на увлекательное зрелище. Чего тут только нет! Просто глаза разбегаются! Цветы, живые и сделанные из бумаги, игрушки, книги, иконы, пасхальные яйца, мебель, клетки с птицами. Рассмотрите товары на картине и напишите название предмета мебели.
Вопрос №9. Во время работы Вербного торга проводились катания на лошадях и широкие народные гуляния. В пестрой разноликой толпе художник изображает множество типажей, людей разных возрастов и сословий. Женщины, мужчины, взрослые, дети, крестьяне, ремесленники, священнослужители, учащиеся – все объединены радостной суетой и ожиданием чуда. Особая роль здесь, безусловно, отведена горожанам, занятыми торговлей. О ком идет речь?
Теперь вы знаете то, без чего образ столичной площади не был бы полным. Обратите внимание, что эту деталь можно увидеть на обеих картинах дважды.
Вариант для печати: