Здания
  • НГХМ
    РУССКОЕ ИСКУССТВО

    Кремль, корпус 3
    Сегодня: Выходной
  • НГХМ
    ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО

    Верхневолжская набережная, 3
    Сегодня: Выходной
  • НГХМ
    ИСКУССТВО XX ВЕКА

    Площадь Минина и Пожарского, 2/2
    Сегодня: Выходной
  • НГХМ
    МАНЕЖ

    Кремль, корпус 1А
    Сегодня: Выходной
  • НГХМ
    ПАКГАУЗЫ

    Стрелка, дом 21, лит. И
    Сегодня: Выходной
Текущие выставки и мероприятия
Фильтр выставок и мероприятий
#Постоянные экспозиции
#Выставки
#Экскурсии
#Лекции
#Занятия
Показать ещё
События

Наряду с Рубенсом и Ван Дейком, Давид Тенирс Младший является одним из самых известных художников «золотого» XVII века фламандского искусства. Д.Тенирс был необычайно популярен и среди знати и бюргеров Фландрии (современной Бельгии) – города Антверпена. В 1651 году его назначили придворным художником и хранителем картинной галереи правителя Фландрии эрцгерцога Леопольда Вильгельма. Находясь в кругах высшего общества, Тенирс вел образ жизни, соответствующий своему статусу. И, тем не менее, одной из любимых тем художника была жизнь крестьян. 

Мастер создавал идеализированные сельские сцены, предпочитая не замечать теневых сторон жизни народа. Лишь изредка он писал картины на тему крестьянского труда - жатву, сенокос. В основном же, Тенирс изображал крестьян во время их досуга, отдыхающими и веселящимися, любил писать праздники, сельские ярмарки.

Одна из работ на сельскую тему – картина «Овчарня». Тенирс изображает пастуха, отправляющегося пасти своих овец ранним утром, и его молодую жену, наблюдающую за мужем из лестничного окна. Воссоздана атмосфера крестьянского быта (художник помещает в картину постановочный натюрморт). Единая тональная среда передает ощущение покоя, тепла и уюта.

 


Давид Тенирс Младший. «Овчарня», XVII век.

Картина находилась в коллекции знаменитого генерала-фельдмаршала, главнокомандующего Кавказской армией, князя Александра Ивановича Барятинского (фото №3) в его усадьбе Марьино (Курская губерния).


С.Ф. Александровский. Портрет генерал-фельдмаршала князя

Александра Ивановича Барятинского. 1870-е гг.

Усадьба Барятинских в Курской губернии.

После революции 1917 года, согласно декрету ВЦИК, все дворянские собрания, в том числе, коллекция Барятинских были национализированы. 17 июля 1918 коллегия Наркомпроса приняла решение направить в имение Марьино специальных эмиссаров, которые с помощью крестьян погрузили на телеги 55 больших ящиков. 12 вёрст от имения до станции Колонтаевка обоз сопровождали крестьяне с винтовками — опасались нападения бандитов. Имущество поместили в три вагона воинского эшелона, который прибыл в Москву в ночь на 30 августа.

Несколько произведений высочайшего уровня, в том числе, картина Давида Тенирса «Овчарня» поступила в Румянцевский музей. Спустя несколько лет она была передана в Нижегородский государственный художественный музей.


Сабина Мельник


история музея