Во второй половине XVII века на смену классицизму приходит изысканный стиль рококо. Внимание художников привлекает мир вымысла, интимных переживаний, декоративной театральности. Серьезные героические темы сменяются игрой и фантазией. Популярность приобретают сюжеты с эротическим подтекстом. Один из таких примеров – картина «Диана» художника школы Карла ван Лоо.
Карл ван Лоо (школа). Диана, XVIII век.
Диана – древнеримская богиня охоты. Обычно ее изображают в образе амазонки – сильной воинствующей женщины. Зачастую Диана преследует добычу, иногда, затаившись, высматривает ее.
Диана. Римская копия с греческого оригинала IV в. до н. э.
Диана и Актеон. Греческие кратер, V в. до н.э.
На картине художник изображает богиню спящей на лоне природы. Потеряв бдительность, она беспечно откинула колчан со стрелами. Почему Диана в столь уязвимом положении? Об этом нам говорит второй персонаж картины – Амур. Он стреляет в сердце богини. Диана влюблена. Именно любовь явилась средством, которое смогло обезоружить амазонку. Трактовка сюжета сквозь призму "эротической темы" очень свойственна эпохе рококо.
Карл ван Лоо (1705 - 1765) — придворный живописец, любимец маркизы де Помпадур, «первый художник» при дворе французского короля Людовика XV. Одной из самых горячих поклонниц таланта ван Лоо была хозяйка знаменитого литературного салона Мария-Тереза Годэ-Жоффрен. Находясь в постоянной переписке с Екатериной II, Годэ-Жоффрен горячо рекомендовала своего любимца русской императрице. Последняя, при поддержке своих парижских «арт-дилеров», приобрела у ван Лоо две работы. Так в России узнали о выдающемся художнике. Картина «Диана» поступила в Нижегородский художественный музей в 1919 году из собрания известного купца Федора Михайловича Каменского, дом которого находится недалеко от здания музея на Верхневолжской набережной.
Верхневолжская набережная, дом 11
Автопортрет супруги Федора Михайловича – Ольги Каменской.
За спиной Каменской – картинная галерея. Возможно, именно в этом зале находилась «Диана».
Сабина Мельник