Здания
  • НГХМ
    РУССКОЕ ИСКУССТВО

    Кремль, корпус 3
    Сегодня: Выходной
  • НГХМ
    ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО

    Верхневолжская набережная, 3
    Сегодня: Выходной
  • НГХМ
    ИСКУССТВО XX ВЕКА

    Площадь Минина и Пожарского, 2/2
    Сегодня: Выходной
  • НГХМ
    МАНЕЖ

    Кремль, корпус 1А
    Сегодня: Выходной
  • НГХМ
    ПАКГАУЗЫ

    Стрелка, дом 21, лит. И
    Сегодня: Выходной
Текущие выставки и мероприятия
Фильтр выставок и мероприятий
#Постоянные экспозиции
#Выставки
#Экскурсии
#Лекции
#Занятия
Показать ещё
События

Феликс Пенчарский (1804-1862) – известный польский живописец, мастер портретов, религиозных и жанровых сцен. Он сумел не только сформировать собственную творческую манеру, но и получить признание современников. С рождения художник был глухим, и в 1818 – 1831 годах воспитывался в Институте глухонемых в Варшаве, изучал гравюру и живопись на факультете изящных искусств, участвовал в выставках, часто занимая призовые места.

Институт глухонемых в Варшаве.1908

Это уникальное учебное заведение до сих пор продолжает обучать студентов с нарушениями слуха. 1821 году Феликс Пенчарский начал вести занятия по рисунку, таким образом, он вошел в историю, как первый глухонемой учитель в Польше. Кроме того, известно, что по воскресеньям и в праздничные дни Пенчарский проводил религиозные занятия для глухих. В 1831 году художник переехал в Люблин, где и создал свои лучшие произведения.

Славу Феликсу Пенчарскому принесли жанровые сцены, зачастую трактованные в сатирическом ключе. Пример такого подхода – картина «На представлении в Люблине» из коллекции НГХМ.

Феликс Пенчарский. На представлении в Люблине, XIX век.

Художник изображает зрителей провинциального театра. Герои (представители «низов» общества - торговцы, ремесленники, студенты) реагируют очень эмоционально, едва успевая смотреть на сцену. На лицах зрителей можно увидеть  целый спектр различных эмоций (радость, печаль, равнодушие, удивление, испуг). Единственный, кто демонстрирует серьезный подход  – гимназист, читающий афишу. Преувеличенными жестами и утрированной мимикой (источником которой может быть язык глухих) художник приближает образы героев к карикатуре. В историю Феликс Пенчарский вошел, как мастер, обладающий тонкой  психологической проницательностью, и острым чувством юмора.

Картина поступила в собрание Нижегородского художественного музея в 1924 году из коллекции Шереметевых в Юрино.

Последний владелец картины Петр Васильевич

Шереметев в Юринской усадьбе. 

 Сабина Мельник

 


история музея