Здания
  • НГХМ
    РУССКОЕ ИСКУССТВО

    Кремль, корпус 3
    Сегодня: Выходной
  • НГХМ
    ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО

    Верхневолжская набережная, 3
    Сегодня: Выходной
  • НГХМ
    ИСКУССТВО XX ВЕКА

    Площадь Минина и Пожарского, 2/2
    Сегодня: Выходной
  • НГХМ
    МАНЕЖ

    Кремль, корпус 1А
    Сегодня: Выходной
  • НГХМ
    ПАКГАУЗЫ

    Стрелка, дом 21, лит. И
    Сегодня: Выходной
Текущие выставки и мероприятия
Фильтр выставок и мероприятий
#Постоянные экспозиции
#Выставки
#Экскурсии
#Лекции
#Занятия
Показать ещё
События
 
Элизабетта Сирани (1638-1665) – знаменитая итальянская художница эпохи барокко, представительница болонской школы.  
 
Элизабетта Сирани прожила всего 27 лет,  однако за это время она смогла достичь в творчестве невероятных высот. Элизабетта не получила профессионального образования, поскольку доступ в Академию искусств для женщин был закрыт. Трудности сопровождали Элизабетту не только в учебе, но и в работе. В XVII веке женщин не воспринимали, как сколько-нибудь серьезных художников, они не могли сами брать заказы и заключать договоры. Однако, это не помешало Элизабетте. Она училась у своего отца, помогала ему, а в 15 лет уже выполняла заказы самостоятельно. Город Болонья в те времена отличался весьма прогрессивными нравами, в том числе и в отношении женщин, что положительно сказалось на становлении художницы.
 
Элизабетта Сирани – единственная женщина, включенная историком Карло Мальвазией в книгу, посвященную лучшим художникам Болоньи. Об уровне ее мастерства говорит тот факт, что знаменитую работу Элизабетты - «Портрет Беатриче Ченчи» много лет ошибочно приписывали Гвидо Рени, выдающемуся живописцу, у которого учился отец художницы - Андреа Сирани, а возможно и она сама.
 
Так случилось, что отец Элизабетты потерял способность работать из-за подагры, и в семнадцать лет девушка была вынуждена содержать большую семью. Она возглавила мастерскую отца, а в дальнейшем Элизабетте Сирани даже удалось открыть собственную школу, в которой она обучала живописи женщин.
 
Художница оставила около 200 произведений, находящихся сегодня в самых крупных музеях Европы и Америки. Одна из известных ее работ – «Автопортрет», находящийся в коллекции Нижегородского художественного музея.
 
 
Элизабетта Сирани. Автопортрет. Начало 1660-х. Холст, масло. Собрание НГХМ
 
На портрете художница изобразила себя в окружении двух девушек. Ранее картина рассматривалась, как аллегория «Три возраста женщины» - популярный в искусстве философский сюжет, в котором человек предстает на картине одновременно в разные периоды жизни. Однако позже специалисты пришли к выводу, что Элизабетта Сирани изобразила себя в окружении двух сестер. Сама Элизабетта держит в руках палитру и муштабель – приспособление для живописцев, используемое в качестве опоры для руки. Одна из сестер художницы держит в руках ноты, а другая – перо. Эти образы можно трактовать, как аллегорию разных видов искусства - литературы, музыки и живописи, главным из которых для Элизабетты является последний.
 
Тот факт, что на картине художница изобразила себя, может быть подтвержден сравнением картины с другим автопортретом Элизабетты Сирани, находящимся в собрании Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. В нем она изобразила себя в образе аллегории живописи, вновь подчеркивая свою преданность именно этому виду искусства.
 

Элизабетта Сирани. Аллегория живописи (автопортрет художницы). 1658. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
 
К сожалению, Элизабетта Сирани умерла в 27 лет  от болезни внутренних органов. Похороны этой выдающейся художницы проходили невероятно торжественно. Мессу по умершей отслужили в ноябре 1665 года в болонской базилике св. Доминика, траурную речь «Кисть, облитая слезами» произнес известный поэт того времени - достопочтенный Джованни Луиджи Пичинарди.
 
 
Маттео Борбони. Катафалк Элизабетты Сирани. 1665. Бумага, чернила. Смитсоновский музей дизайна Купер Хьюитт, Нью-Йорк.
 
Катафалк (тип временного памятника) символизирует Храм Славы и украшен скульптурой покойной в натуральную величину с кистью и палитрой в руках.
 
Биограф художницы Карло Мальвазия справедливо сказал: «Элизабетта Сирани была «славой женского пола, драгоценным камнем Италии и солнцем Европы».


 

история музея