Бельгийский художник Адриан Жозеф Верховен-Балл (1824-1882) жил и работал в Антверпене, на родине величайшего живописца XVII века – Питера Пауля Рубенса. В 1830 году Бельгия обрела независимость от Нидерландов, поэтому множество художников предприняли попытки отразить славное прошлое своего народа в живописи, частью которого, безусловно, явился Рубенс.
Питер Пауль Рубенс. Автопортрет в возрасте 46 лет, 1623.
На картине Адриана Верховена-Балла изображен юный Питер Пауль Рубенс, показывающий только что созданные эскизы учителю.
Адриан Верховен-Балл. Рубенс в мастерской своего учителя Адама ван Ноорта, 1856.
По всей видимости, он изобразил расположенные прямо в центре мастерской военные доспехи. Несмотря на прерванный сеанс (ван Ноорт работал над картиной, для которой позировала модель, стоящая за спинкой кресла), учитель медленно и терпеливо объясняет Питеру Паулю ошибки и недочеты. Можно предположить, что сам ван Ноорт пишет известную евангельскую сцену «Христос и самарянка». Религиозные и мифологические сюжеты, на которых специализировался Адам ван Ноорт, в дальнейшем займут центральное место в творчестве Рубенса.
Адам ван Ноорт. Гравюра Антониса ван Дейка, 1632.
Ван Ноорт был деканом антверпенской гильдии художников, и вошел в историю, как талантливый педагог, воспитавший целую плеяду известных мастеров, в том числе, Якоба Йорданса и Хендрика ван Баллена (работы обоих есть в коллекции НГХМ). Однако, главным педагогическим успехом ван Ноорта стал Питер Пауль Рубенс – величайший живописец и редкий по масштабу гений. Творческое наследие Рубенса насчитывает около 3000 картин. Он выполнял заказы для монархов, знати и духовенства по всей Европе. За свои заслуги испанским королём Филиппом IV Рубенс был возведён в дворянское достоинство, в 1630 году английским королём Карлом пожалован в рыцари I, а в 1635 году получил титул сеньора.
Сабина Мельник