1881, село Нагаево Тульской губернии — 1962, Париж.
Живописец, график, художник театра, книги, прикладного искусства.
Окончила четвертую московскую женскую гимназию (1891–1898). Училась на Высших женских исторических курсах (1898–1899). В 1900 познакомилась с М.Ф. Ларионовым, ставшим ее спутником жизни. В 1901–1909 училась как вольнослушатель на скульптурном отделении Московского училища живописи, ваяния и зодчества у П.П. Трубецкого и С.М. Волнухина. В 1903–1904 посещала мастерскую К.А. Коровина. С 1905 начала работать в технике масляной живописи. Одна из организаторов и участниц первой выставки «Бубновый валет», выполнила эскизы обложки каталога и «почетного билета для входа на вернисаж». Участница выставок: 1907 — «Стефанос», 1908–1910 «Золотое руно», 1909–1913 «Союз молодежи», 1912 «Ослиный хвост», 1913 «Мишень», 1914 «№ 4. Футуристы, лучисты, примитив». Вместе с М.Ф. Ларионовым в 1912-1914 разработала теорию «лучизма». С 1909 работала как театральный художник. В 1914 по приглашению С.П. Дягилева оформила и приняла участие в постановке балета «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова в Париже. В 1915 оформила спектакль «Веер» Гольдони в театре А.Я. Таирова, в этом же году начала оформлять балет И. Стравинского «Свадебка» и выехала в Женеву для работы в антрепризе С.П. Дягилева. С 1917 года жила в Париже. В 1920-е годы активно занималась оформлением спектаклей у С.П. Дягилева и других импресарио. В 1930–1940-х сотрудничала с различными театрами Европы и Америки.