1883, Кролевец, Черниговской губ. – 1977, Париж.
Живописец, искусствовед, реставратор
Учился на филологических факультетах Петербургского и Киевского университетов, на биологическом отделении Московского университета (1905–1912), в 1905 году занимался живописью в мастерской С.И. Светославского в Киеве, в 1910 в школе живописи и рисования К.Ф. Юона и И.О. Дудина, в частной студии И.И. Машкова в Москве (1911). В 1911 побывал в Париже. В 1912 и 1914 ездил по старинным городам России, изучая фресковую живопись. В 1914 путешествовал по Италии.
В 1910 участвовал в выставке нового общества художников в Петербурге, в 1911 в выставке Московского салона, в 1912 выставке «Бубнового валета» в Москве, 1913–1914 участвовал в экспозициях «Союза молодежи». В 1910-х стал известен не только как живописец, но и как автор острых полемических докладов и статей по вопросам искусства. Написал статьи «О связях русской живописи с Византией и Западом. XIII–XX века. Мысли живописца» (1913), «О группе художников “Бубновый валет”» (1913), «Русская икона как искусство живописи» (1917), «Кризис искусства и современная живопись» (1917). В 1917 — член «Мира искусства». В 1919 вместе с А.В. Шевченко устроил в Москве выставку «Цветодинамос и тектонический примитивизм», сопроводив каталог теоретическими статьями и манифестом. В 1917 вошел в Совет профессионального союза художников-живописцев Москвы, в 1918 — во Всероссийскую коллегию по делам музеев и охраны памятников старины. Организовал вывоз из прифронтовой полосы и спасение картин старых мастеров из собрания князей Барятинских. В 1920 эмигрировал, с 1922 жил во Франции, организовал в галерее «Марсан» персональную выставку «Константинополь — Мистра», которая принесла ему известность в европейских художественных кругах, и коммерческий успех.