Открытие коллективной выставки печатной графики «НИЖГРАФ 2021» в НГХМ

25 ноября 2021 — 25 ноября 2021
0+

Открытие коллективной выставки печатной графики «НИЖГРАФ 2021» в НГХМ

24 ноября Нижегородский государственный художественный музей и Галерея и мастерская печатной графики «Ардженто» (Нижний Новгород) торжественно открыли коллективную выставку печатной графики «НИЖГРАФ 2021».
На выставке представлено более семидесяти произведений печатной графики: офортов, линогравюр, литографий, монотипий, работ в технике сухая игла и смешанной технике, созданных художниками из Нижнего Новгорода, Москвы, Санкт-Петербурга, Удмуртии. Впервые в экспозиции представлены работы такого количества нижегородских авторов, многие из которых стали резидентами мастерской печатной графики «Ардженто».

Искусство печатной графики наиболее ярко отражает связь художественного замысла и мастерства исполнения. Эта связь в лучших произведениях неразрывна. Последнее столетие в процессе производства гравюры почти нет разделения труда. Художник, гравер и печатник - чаще всего один человек. Вследствие этого индивидуальность художника отражается в гравюре не менее ярко, чем в живописи. Исключение представляет только литография, поскольку в этой технике художник расписывает камень, а печать часто выполняется печатником.

Язык каждой техники специфичен. В линогравюре главными выразительными средствами являются линия и пятно. Жесткий контраст белого и черного ведет к преобладающей роли пятна-силуэта. Эстампы Константина Пьянова, построенные на простых, узнаваемых формах-силуэтах, имеют ярко выраженный монументальный характер даже в малом формате. Резкость контраста белого и черного используются Муратом Юсуповым для создания экспрессивных портретов современных нижегородских художников Олега Вдовина и Аси Феоктистовой. В листах Вахтанга Джаниашвили тот же контраст "огрубляет" рисунок, усиливает архаичность национальных грузинских образов. Напротив, виртуозные цветные линогравюры Евгении Крюковой демонстрируют тонкие тональные и цветовые отношения между планами, возможность создания лирических по своему звучанию пейзажей.

Техника офортов с акватинтой и травленым штрихом на меди позволяет точно и тонко передать тоновые градации освещения. В экспозиции представлен целый ряд пейзажей, наполненных светом, воздухом и настроением. Работы Марии Смольяниновой, Анны Лагеды, Светланы Густовой, Вахтанга Джаниашвили, Марии Коралловой раскрывают чудесные возможности этой техники. На выставке также экспонируются классические офорты Александра Лаврова, выполненные только травленым штрихом, в которых главенствует не тон, а линия.

Сухая игла представлена философскими работами Николая Власова, ироничным циклом-наблюдением «Танцулица» Сони Радостиной, а также работами Ольги Лагеды, Сергея Ледкова, Надежды Щемы, Елены Мальцевой. Сухая игла привлекает обманчивой легкостью, непринужденностью линии.
Обращение к библейской истории в печатной графике имеет глубокие корни и связано с тем временем, когда печатная графика была неотделима от книги. Книга продиктовала художникам необходимость мыслить повествовательными циклами, и в той же форме библейская тематика пришла в XXI век. Художники обращаются к сюжетам Ветхого и Нового заветов в самых разных техниках: линогравюре, сухой игле, литографии. Современное прочтение священных книг представлено в листах Леонида Строганова (литографические иллюстрации к Книге пророка Исайи), Василия Власова (две литографии «Оплакивание»), Инессы Рахмановой (линогравюры из Евангельского цикла). Во многом выразительные возможности техники определяют выбор художника при изображении пространства, плоскостного или трехмерного, создании многословной, детализированной или лаконичной композиции. Объединяет эстампы раскрытие сюжета как события, не принадлежащего миру дольнему. Художники используют изобразительные и выразительные возможности техники, принципиально отличной от живописи как "живоподобного письма" для того, чтобы подчеркнуть идеальный характер изображения.

Монотипия - техника, не предназначенная для тиражирования работ. Этим она принципиально отличается от всех вышеописанных техник. На выставке представлены работы Светланы Густовой, Анны Рябчевской, Юлии Ерофеевой, Дарьи Корюкаловой - оттиски, существующие в единственном экземпляре. Монотипия сохраняет свежесть впечатления от натуры или быстро запечатленного, только что родившегося образа.

Печатная графика - это художественная практика, известная со времен Средневековья. Сейчас ее популярность в России не очень высока, но на территории Западной Европы отмечается возрастание интереса к ней, проявившееся в увлечении так называемым «Kitchen printing». Техника "для домохозяек" - не что иное, как освоение и использование в изобразительном искусстве разнообразия домашних и кулинарных субстанций, которые окружают каждого современного человека. На выставке представлен ряд работ Елены Мальцевой, в которых использованы приемы «Kitchen printing» для передачи тонких тоновых переходов, которые дают возможность создания прозрачно-призрачных образов, сотканных сгущением и "размытием" тона по поверхности листа.
Выставка "НИЖГРАФ-2021" представляет широкий диапазон техник печатной графики XXI столетия, уходящих корнями в Средневековье. Недаром конструкция офортного станка практически неизменна на протяжении последних четырех веков. Печатная графика – это своеобразный мост над временем и этот мост не разрушится, пока современные художники обращаются к созданию своих гравюр.
Коллективная выставка печатной графики «НИЖГРАФ 2021» будет доступна для посещения в НГХМ|ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО (Верхневолжская набережная,3) с 25 ноября 2021 года до 9 января 2022 года.
График работы НГХМ|ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО:
Вт.-Ср. с 10.00 до 18.00,
Чт. с 12.00 до 20.00,
Пт.,Сб.,Вс с 11.00 до 19.00.
Пн. - выходной день.

   

СОБЫТИЯ

Выставка
29 марта 2024 — 19 мая 2024
16+
«Самая закрытая выставка России»
Площадь Минина и Пожарского, 2/2