17 мая 1941 года у Горьковского театра драмы начались московские гастроли. 22 июня они должны были закончиться спектаклем по пьесе Шекспира «Зимняя сказка». Дневное представление началось в 12.00. И ровно в это же время по радио выступил В.М. Молотов и объявил о вероломном нападении на Советский Союз фашистской Германии. Вечерний спектакль отменили, и труппа стала срочно собираться домой…
В период ВОВ артистические бригады театра выступали в воинских частях, госпиталях и на фронте, функционировал и сам театр: давалось по два спектакля в день, весь сбор с которых уходил в Фонд обороны.
Одной из главных проблем для режиссёров были кадры. Примерно 80 сотрудников Горьковского театра драмы ушли на фронт. Актеров катастрофически не хватало. В 1943 г. была создана трехгодичная театральная студия при театре. Студийцев занимали в основном в массовках, а наиболее способным давали эпизодические роли в спектаклях. Им вручили трудовые книжки, благодаря чему юные актеры стали получать продовольственные карточки и зарплату.
Шло активное обновление репертуара. Это были и совсем свежие пьесы – о войне, и уже знакомые, обращавшиеся к русской культуре, истории, духовным ценностям, которые необходимо защищать до победного.
В собрании Нижегородского государственного художественного музея есть эскизы декораций периода Великой Отечественной войны к нескольким спектаклям театра: «Бедность не порок» (1944), «Горе от ума» (1945), «Иван Грозный» (1945). Они были созданы художником-постановщиком театра Георгием Андреевичем Белоуско (1897–1963). Его имя появилось в программках горьковского театра драмы в сезоне 1935–1936 годов. Первая же афиша, на которой молодой художник, по его собственному выражению, «был пропечатан как автор декорации к «Принцессе Грезе» и как исполнитель роли Жоффруа» (Жоффруа — возлюбленный героини в пьесе Эмиля Ростана), появилась 15 февраля 1918 года.
Белоуско родился в Харьковской губернии, в 1917 году окончил Казанскую художественную школу. Однако, как многие актеры и художники своего времени, менял города и театры, пока в тридца¬тых годах не обосновался в Горьковском краевом театре драмы. В Горьком он пользовался большим успехом как художник и блестяще оформил ряд спек¬таклей в период ВОВ вместе с именитыми театральными деятелями: народным артистом РСФСР, художественным консультантом театра Н.И. Собольщиков-Самариным (1868-1945) и народным артистом СССР, художественным руководителем театра Н.А. Покровским (1896–1961 гг.).
Эскизы декораций Белоуско объединяет реалистический подход к передаче бытовой среды, что было вообще характерно для периода их создания. Художник стремится к воссозданию большого количества говорящих деталей и примет времени. Классическая театральная драматургия перекликалась с классической литературой. Эскизы прямо трактуют время и место действия, созданы с четким следованием литературному первоисточнику и создают эффект погружения зрителя в соответствующую историческую эпоху.
Эскиз занавеса к пьесе Бедность не порок» с приоткрывающимся зимним городским видом, церквями и жилыми постройками, создает эффект взгляда из окна на улицу одного из уездных городов России. Действие пьесы происходит во время святок (праздничные дни от Рождества Христова до Крещенского сочельника) в доме купца Гордея Торцова.
Белоуско Г.А. Эскиз занавеса к спектаклю «Бедность не порок» по произведению А. Н. Островского. 1944. Бумага, картон, гуашь, темпера, аппликация
Комнаты купеческого дома, где принимали гостей, были обставлены несколькими креслами и диванчиками, обитыми тканью, в нарядной горке красовалась посуда и дорогие безделушки. Излюбленная купцами тяжелая деревянная мебель и особенно вместительные сундуки с добром в большом количестве призваны были всем своим видом демонстрировать гостям, что хозяин — деловой и надежный человек.
Белоуско Г.А. Эскиз декорации к спектаклю «Бедность не порок» по произведению А. Н. Островского. 1944. Бумага, акварель, графитный карандаш, белила
Расположенные в задней части дома жилые комнаты были намного более скромно обставленные и окна их выходили на задний двор.
Белоуско Г.А. Эскиз декорации к спектаклю «Бедность не порок» по произведению А. Н. Островского. 1944. Бумага, акварель, графитный карандаш, белила
Режиссёром спектакля «Бедность не порок» Николай Иванович выступил Собольщиков-Самарин. Он одним из первых утвердил в периферийном театре режиссуру как профессию, и создал принесшие Нижегородскому театру всесоюзную известность спектакли. Премьера спектакля была приурочена к значимой дате. 12 августа 1944 года в театре, переполненном зрителями, торжественно отмечалось 60-летие творческой деятельности Собольщикова-Самарина, 30 лет из которых он посвятил Нижегородскому театру. Николай Иванович подготовил очередной спектакль по пьесе своего любимого писателя А. Н. Островского. Премьера была тепло принята зрителями. Но этот спектакль стал последней постановкой мастера. В своих воспоминаниях его дочь Антонина Николаевна Самарина написала: «Отец очень тяжело переживал Отечественную войну, и я очень рада, что он дожил до победы, испытал радость и гордость за Родину, которую он так горячо любил… 6 июня он писал экспозицию к пьесе Островского «Волки и овцы» и на середине работы, устав, остановился и отложил на следующий день. Но на следующий день он уже не писал. Умер он 20 июля 1945 года».
Николай Александрович Покровский был режиссером постановки «Горе от ума» (1945 г.) по одноименному произведению А. Грибоедова в оформлении Белоуско.
Свисающие сверху тяжелые драпировки на эскизах к пьесе объединяют все части действия спектакля, которое происходит в московском доме дворянина Фамусова. Так называемый «дом Фамусова» принято помещать у Тверских ворот, в доме С. А. Римского-Корсакова, за которого вышла замуж двоюродная сестра Грибоедова Софья.
План дворянского дома средней руки был традиционен: парадная анфилада заканчивалась в торцах крайних комнат окнами или зеркалами, которые зрительно расширяли ее протяженность, от нее вглубь дома уходили личные комнаты и спальни хозяев. Слуги жили в нижнем, невысоком этаже, там же устраивались сени, кухня, погреб и прочее.
Белоуско Г.А. Эскиз декорации к спектаклю «Горе от ума» по комедии А. С. Грибоедова. 1943. Бумага, гуашь, акварель
Как и полагается жилищу родовитого москвича-дворянина, дом Фамусова делится на две половины: мужскую и женскую. Комедия начинается с того, что утром хозяин дома переходит на женскую половину и заигрывает с Лизой, а затем вновь отправляется на мужскую территорию.
Белоуско Г.А. Эскиз декорации к спектаклю «Горе от ума» по комедии А. С. Грибоедова. 1943. Бумага, гуашь, акварель
В доме есть «портретная», особая комната, где собраны парадные изображения предков как свидетельство силы и величия дворянского рода Фамусовых.
Белоуско Г.А. Эскиз декорации к спектаклю «Горе от ума» по комедии А. С. Грибоедова. 1943. Бумага, гуашь, акварель
После долгожданного праздника – Дня Победы Н.А. Покров¬ский как режиссер поставил грандиозный спектакль «Иван Грозный» по пьесе А. К. Толстого (премьера состоялась 30 июля 1945 г.). Алексей Толстой вспоминал: «Я верил в нашу победу даже в самые трудные дни октября — ноября 1941 года. И тогда в Зименках (недалеко от города Горького, на берегу Волги) начал драматическую повесть “Иван Грозный” ...».
Жанр своей постановки Покровский опреде¬лил как политическую траге¬дию. В спектакле была занята вся труппа и оба курса театральной студии. Сам Покровский сыграл роль Ивана Грозного. Интересно, что в июле 1941 г. Покровский был зачислен в труппу театра как актер, а в марте 1942 года возглавил театр как художественный руководитель.
Иван Грозный в испол¬нении Покровского стал не только государственным деятелем большого масштаба и таланта, но и бескомпромиссным борцом за еди¬ную и сильную державу.
«Иван Грозный»— это последний спектакль, над которым в театре драмы работал Георгий Белоуско. Премьера была успешной. А потом случилось невероятное: художник попал… под следствие «и по пустяковому поводу был осужден по 58-й статье на десять лет, — пишет в кратком очерке о художнике Ю.В. Лебский. — Георгий Андреевич отбыл восемь лет в заключении (станция Шерстки Горьковской железной дороги). Там он серьезно болел и получил возможность работать по специальности». Белоуско создал много интересных работ маслом, гуашью и акварелью. В.А. Лебский помогал товарищу — посылал ему холсты, краски, кисти. Освободившись, Г.А. Белоуско уехал в Псков, работал художником в Псковском областном драматическом театре имени А.С. Пушкина.
Городской пейзаж в серых тонах с тревожным небом сразу обозначает сложное противоречивое время правления грозного царя. Контраст напряженно мерцающего света лампады у иконы и темных провалов арочных проездов усиливает тревожное настроение.
Белоуско Г.А. Эскиз декорации к трагедии «Иван Грозный» по произведению А.К. Толстого. 1945. Бумага, гуашь, акварель
Эскизы с изображением интерьера царских палат объединены общим пластическим решением с изгибами и сложными ритмическими переходами пространства. Тяжеловесные низкие сводчатые потолки каменных палат в соответствии с эстетикой средневековой Руси украшены яркими росписями: здесь и Солнце в центре небосвода, и ангелы, трубящие славу, и затейливые пышные растительные орнаменты, закрепляющие идею величия власти.
Белоуско Г.А. Эскиз декорации к трагедии «Иван Грозный» по произведению А.К. Толстого. 1945. Бумага, гуашь, акварель
Белоуско Г.А. Эскиз декорации к трагедии «Иван Грозный» по произведению А.К. Толстого. 1945. Бумага, гуашь, акварель