Сегодня мы с вами отправимся в постоянную экспозицию рубежа XIX - начала XX веков НГХМ|РУССКОЕ ИСКУССТВО (Кремль, корпус 3) - посмотрим зал, посвященный творчеству Николая Рериха.
В нашем собрании хранится несколько работ художника, которые дают представление о его раннем и зрелом творчестве.
Во время обучения в Академии Художеств Рерих увлекается темой Древней Руси и создает живописный цикл «Начало Руси. Славяне». К этой серии близка по содержанию картина «Соглядатаи» (1900), на которой, по одной из версий, изображены разведчики-монголы, наблюдающие за стенами нижегородского кремля.
Как и многие художники этого времени, Николай Рерих работал и в качестве театрального декоратора, сотрудничая с отечественными и зарубежными театрами, в частности, с Московским художественным театром и «Русскими сезонами» Сергея Дягилева. Спектакли в оформлении Николая Рериха ставились вплоть до 1960-х годов. В собрании музея хранится эскиз декорации «Половецкий стан» к опере Александра Бородина «Князь Игорь». Опера написана по мотивам «Слова о полку Игореве», произведения XII века, рассказывающего о неудачном походе князя Игоря на половцев. Несмотря на то, что Рерих подготовил эскизы ко всем четырем действиям оперы, сценическое осуществление получил только «Половецкий стан», который художник выполнил в нескольких вариантах. В НГХМ хранится эскиз 1909 года.
Древнерусская тема находит отражение и в картине «Тропа прямоезжая» 1912 года, название которой вызывает в памяти древние былины.
В зрелый период творчества главной темой Николая Рериха стал Восток: его природа, люди, история и легенды. В 1925 году он вместе с женой и детьми отправляется в Центрально-азиатскую экспедицию, которая длилась несколько лет. За это время путешественники побывали в Индии, Китае, Монголии. Во время этой экспедиции, в 1925 году, была написана серия «Майтрейя». В нее входят картины «Мощь пещер», «Твердыни стен (Монастырь Бон-по)», «Шепоты пустыни (Сказ о Новой Эре), «Знамя грядущего», «Майтрейя Победитель» и «Конь счастья». В этих картинах нашли отражение непосредственные впечатления художника от путешествия.
Картина «Красные кони», несмотря на то, что обращается к похожим образам, и написана в том же году, что и «Майтрейя», в серию не входит. Она иллюстрирует древний обычай: в Ладаке (это область в Индии) ламы в ненастную погоду разбрасывают маленькие фигурки коней в помощь страждущим путникам. О похожем обычае в Монголии Николай Рерих рассказывал в книге «Алтай-Гималаи». В случаях народного бедствия или нужды ламы всходили на высокую гору и с заклинаниями разбрасывали бумажных коней, которые считаются символами Будды, знаками силы и счастья.
Идею картины «Явление срока» Рерих выразил так: «Настал срок восточным народам пробудиться от векового сна, сбросить цепи рабства». Картина явилась своего рода откликом на революционные события в Монголии 1924 года, в результате которых республика сменила монархию. В лице великана, вглядывающегося в даль, узнаются черты Владимира Ленина. Существуют предположения, что эта картина представляет собой аллегорию сил советского народа, указывающего путь борьбы и освобождения народам востока.
Ждем вас в НГХМ|РУССКОЕ ИСКУССТВО!
КУПИТЬ БИЛЕТ по Банковской карте
КУПИТЬ БИЛЕТ по Пушкинской кате