Портал "Культура.РФ" предлагает больше узнать о прекрасном женском головном уборе - кокошнике. Нам очень приятно, что титульной фотографией материала стала картина из постоянной экспозиции НГХМ|РУССКОЕ ИСКУССТВО (Кремль, корпус 3).
В НГХМ представлено историко-бытовое полотно Константина Маковского в разные времена именуемое по-разному: «За прялкой», «Боярышня», «Боярышня у окна» (1890-е). Эта картина неоднократно репродуцировалась еще при жизни художника и сегодня пользуется любовью посетителей Нижегородского государственного художественного музея.
Подробнее об этой работе Маковского нам рассказал зав. отделом русского искусства НГХМ Алексей Гурин.
Моделью для образа главной героини картины художнику послужила его третья жена Мария Алексеевна Матавтина. Большой поклонник женской красоты, Маковский всегда был склонен искать в образах своих боярышень игривой пикантности на манер чрезвычайно модного тогда неорококо. Однако в случае с нашей картиной чувственность образа носит более благородно-одухотворенный характер.
Вторая половина XIX века – время коллекционерского бума в России и повального увлечения нашей интеллигенции национальными традициями. Жадный до жизненных впечатлений и всякой новизны Константин Егорович и здесь оказался в числе первых, сумев собрать огромную коллекцию, в том числе и предметов русской старины. Многие вещи из собрания Маковского послужили ему наглядным материалом при воссоздании предметной исторической среды его картин.
С большим тщанием и достоверностью (впрочем, иногда не исключающими неточностей), художник конструирует роскошный и сложный костюм своей героини, ее драгоценный убор. Доходящее до нелепости эклектическое разнообразие предметного антуража позволяет ему передать все богатство материальных фактур и тактильных ощущений, что сообщает произведению почти натюрмортное настроение. Колорит картины строится на широкой и сложно разработанной гамме золотистых оттенков, словно погружающих все изображение в «кисейную», мерцающую драгоценными искрами дымку. Пожалуй, именно эта фирменная поволока является одной из наиболее привлекательных визуальных особенностей «боярских» картин Маковского. Словно патина, она сообщает им тонкую интригу, волнующий флер мифологизированной старины.
Ждем вас в НГХМ!