Спешим к вам с рассказом о картине, вопрос о которой мы задавали вчера в рубрике "угадай картину из собрания НГХМ по фрагменту".
На этот раз в центре нашего внимания «Портрет Е.Х. Абамелек-Лазаревой» (1854) Сергея Зарянко. Очень часто посетители постоянной экспозиции НГХМ|РУССКОЕ ИСКУССТВО (Кремль, корпус 3) буквально застывают перед этой картиной, многие даже считают, что она больше похожа на фотографию.
Сергей Константинович Зарянко родился в 1818 году в Могилевской губернии, он был сыном крепостного. Когда отец получил вольную, семья перебралась в Петербург, где Зарянко в качестве вольнослушателя посещал Императорскую Академию художеств. Одновременно он обучался у Алексея Венецианова.
В живописи Зарянко начинал с интерьеров, затем обратился к жанру портрета и стал очень востребованным художником. Среди его заказчиков были и члены императорской семьи.
Портреты Зарянко привлекают зрителя особой тщательностью передачи натуры. Он умело использует светотеневую моделировку, очень достоверно передает фактуру различных материалов: плотность бархата, узор кружева на рукавах платья.
«Вглядитесь в натуру! Видите ли вы там какие-либо мазки кисти или комки красок?.. Что верно природе, то хорошо, что неверно – то ниже всякой критики», - говорил художник.
В 1860-х годах отношение публики к творчеству Зарянко меняется. Мастер все чаще подвергается критике. Его упрекали в том, что подчеркнутое внимание к деталям, аксессуарам мешает ему передавать личность, глубину душевного мира модели. Ведь именно во второй половине XIX века живописцы стали стремиться глубоко раскрыть характер человека во всей его сложности и противоречивости. Но Зарянко, действительно, считал, что внутренний мир, душа человека должны интересовать в большей степени писателей: художник изображает только видимое, доступное зрению, то есть внешнюю форму предметов.
Приходите в НГХМ и знакомьтесь с нашими шедеврами лично!