Продолжаем готовиться к открытию масштабной выставки «Красная Книга» (6+) в НГХМ|ИСКУССТВО XX ВЕКА. Автор проекта и один из его кураторов - Нина Якимова - рассказала нам историю изображения животных в искусстве. Конечно, сделала она это, что называется, широкими мазками - максимально лаконично, но и этой информации вполне достаточно, чтобы заинтересоваться темой.
Итак, слово куратору - Нине Якимовой:
- Вместе с человеческой цивилизацией, около 40 000 лет назад, зарождается и развивается изобразительное искусство. Самые ранние образцы представляют собой малые скульптурные формы именно животных. Затем появляются наскальные рисунки. Результаты изысканий А. Леруа-Гурана (1911–1986) показали, что на юго-западе главной темой первобытного творчества также были изображения животных. Пещеры Ласко (Франция) и Альтамира (Испания) сохранили потрясающие образцы наскальной живописи, где изображены бизоны, лошади, олени и мамонты.
Во II веке до нашей эры, в эпоху античности, создаются остроумные образы домашних и диких животных в технике мозаики. Мозаики из Помпей и Древнего Рима изображают сцены с собаками, кошками, птицами и даже экзотическими животными, такими как львы и слоны.
В XII веке, в эпоху Средневековья, широко распространяются бестиарии — иллюстрированные книги, наполненные трогательными и наивными изображениями животных, птиц и насекомых. Бестиарии являлись не просто сборниками знаний о природе, но и антологией аллегорий человеческих добродетелей и пороков.
Начиная с XV века изображения животных становятся реалистичными. Художники, такие как Альбрехт Дюрер, начинают изучать анатомию животных, чтобы создавать точные и выразительные образы.
В XVII–XVIII веках, в эпоху барокко и рококо, животные становятся популярным мотивом в декоративном искусстве и живописи. Художники Франс Снейдерс и Жан-Батист Удри создают роскошные натюрморты и охотничьи сцены, где животные изображены с невероятной детализацией и динамикой. В это время также появляются изображения экзотических животных, привезённых из колоний, что подчёркивает богатство и статус владельцев.
С XVIII века появляются полноценные портреты животных. Английский художник Эдвин Ландсир прославился своими портретами собак, ставшими одним из символов Викторианской эпохи.
В Европе XIX–XX веков распространяется тенденция изображать животных для исключительно эстетического удовольствия. Появился отдельный жанр искусства, посвящённый изображению животных, — анималистика. Василий Ватагин стал одним из основоположников этого жанра в России, он также был известен как педагог, воспитавший целое поколение художников-анималистов.
В XX веке животные в искусстве стали не только объектами изображения, но и символами, метафорами и инструментами для экспериментов. Художники использовали их, чтобы исследовать темы свободы, подсознания, экологии, массовой культуры и даже абстрактных идей. Один из самых влиятельных представителей поп-арта Энди Уорхол использовал образы животных для критики потребительской культуры, показывая, как природа превращается в товар.
В XXI веке животные по-прежнему живут рядом с нами, но, кажется, только дети помнят об этом. На протяжении веков детские игрушки традиционно изображали различных зверей, и именно дети становятся самыми преданными зрителями передач о природе. Они с искренним интересом изучают рыб, птиц и млекопитающих, впитывая знания о разнообразии жизни. Взрослые же, напротив, слишком заняты, чтобы замечать других обитателей планеты. Носороги, окапи, бегемоты и тушканчики постепенно стираются из их памяти и сознания, становятся чем-то далеким и неважным. Ирония в том, что именно взрослые должны помнить о существовании животного мира, чтобы он не исчез навсегда, чтобы не наступил такой день, когда новому поколению детей животные достанутся только в виде картинок и игрушек.
Напоминаем, что 27 марта 2025 года в НГХМ|ИСКУССТВО XX ВЕКА (площадь Минина и Пожарского 2/2) начнет работу выставка «Красная Книга» (6+). Этот масштабный проект создан на стыке культуры и экологии. Кураторы и авторы концепции постарались через образы животных поднять самые сложные и острые темы современности. Эта выставка должна стать не только культурным событием, но и импульсом к действию, напоминанием о том, что каждый из нас может внести вклад в сохранение природы.
Творческая команда проекта:
Нина Якимова — автор проекта, куратор
Надежда Шустова — куратор проекта, художник
Ольга Ёлкина — куратор проекта от Нижегородского государственного художественного музея
Выставка будет доступна для посещения с 27 марта до 18 мая 2025 года.
Ждем вас в НГХМ!