Вернувшись из своей поездки в США, затянувшейся на двадцать долгих лет, Сергей Коненков много и азартно работал. В то время (конец 40-х – 50-е годы) советская скульптура была еще очень зависима от идеологии, и Коненков внес так необходимую тогда новизну, забытый «русский дух» в культурную жизнь страны. По понятным причинам достаточно сильно различаются работы скульптора того периода, сделанные «по госзаказу» и «для себя».
В экспозиции выставки «Сергей Коненков. ХХ век» представлена мраморная скульптура «Колхозница» 1957 года. Скульптурный портрет выглядит холодным и салонным, что характерно для официального искусства эпохи сталинского ампира. Но есть другой вариант этой фигуры, выполненной художником в дереве, который разительно отличается от мраморного «официального».
Удивительным образом при полной идентичности формы в деревянной скульптуре очевидна любовь Коненкова к фольклору и национальному колориту, что позволяет выделить эту «Колхозницу» из сонма однотипных изображений социалистических крестьянок и преобразить её в вакханку, встроить в хоровод конёнковских язычниц — наяд, русалок, купав и царевен.
Об этой и других любопытных и неочевидных деталях экспозиции «Сергей Коненков. ХХ век» в выставочном Пакгаузе рассказывает куратор выставки Алла Есипович-Рогинская в своей авторской экскурсии.
Ждем вас на выставке до 22 июля 2025 года