3 континента. 10 художников. 300 гравюр в «чёрной манере»: «Меццо-тинто: полутона и интонации»

31 августа 2022 — 31 августа 2022
0+

3 континента. 10 художников. 300 гравюр в «чёрной манере»: «Меццо-тинто: полутона и интонации»

3 континента. 10 художников. 300 гравюр в «чёрной манере»: «Меццо-тинто: полутона и интонации»
Из собрания Екатеринбургского музея изобразительных искусств

30 августа в выставочном Пакгаузе на Стрелке, на площадке которого Нижегородский государственный художественный музей реализует специальную экспозиционную программу, открылся масштабный международный проект «Меццо-тинто: полутона и интонации», представляющий современные гравюры в «чёрной манере» из собрания Екатеринбургского музея изобразительных искусств.

-Мне особенно приятно открывать эту выставку в новом невероятно стильном культурном пространстве – Пакгаузах. Особую радость этому событию придает тот факт, что мы двигаемся вперед вместе с нашим, не побоюсь этого слова, другом – Екатеринбургским музеем изобразительных искусств. Нас уже связывают многие уникальные проекты, надеюсь впереди еще много страниц плодотворной совместной работы. У нижегородцев и гостей нашего города появилась возможность увидеть первый столь масштабный показ музейного собрания меццо-тинто ЕМИИ, аналогов которого не существует среди музейных и частных коллекций мира. Отдельно хочу поблагодарить правительство и министерство культуры Нижегородской области за доверие к нашему музею и поддержку столь смелого культурного события, - подчеркнул на открытии выставки генеральный директор НГХМ Роман Жукарин.

3 континента. 10 художников. 300 гравюр в «чёрной манере»: «Меццо-тинто: полутона и интонации», изображение №2
Меццо-тинто – это редкая техника гравюры на меди. За своеобразие художественного языка меццо-тинто также называют «чёрной манерой», поскольку приверженцы этой разновидности печатной графики работают не вполне традиционным образом: вместо того, чтобы создавать тёмные контуры и силуэты на светлом фоне, меццотинтисты «добывают» свет из темноты. Меццо-тинто позволяет создавать светоносные образы – почти до иллюзорности реалистичные изображения, благодаря плавным, «живописным» градациям полутонов от глубокого бархатно-чёрного до чистого белого цвета. Техника меццо-тинто, изобретённая в XVII столетии для воспроизведения и тиражирования живописных полотен, на современном этапе развивается как самостоятельное авторское искусство поистине элитарного характера, поскольку в «чёрной манере» работает не более пяти сотен авторов по всему миру.

   

Представленные на выставке 300 работ входят в уникальную коллекцию современного меццо-тинто Екатеринбургского музея изобразительных искусств.

— Вновь констатирую, что проведение открытых фестивалей приносит пользу для всей сферы искусства. И вот ещё один пример: эта часть музейного собрания начала формироваться благодаря проведению в Екатеринбурге Международного фестиваля меццо-тинто, который, начиная с 2011 года, удалось провести шесть раз. Сегодня музейная коллекция современного меццо-тинто насчитывает более 1 500 работ 250 художников со всего мира, работающих в этой изысканной и чрезвычайно трудоёмкой технике гравюры. Выставка «Меццо-тинто: полутона и интонации» в Нижнем Новгороде – это первый столь масштабный «гастрольный показ» беспрецедентного собрания, аналогов которого не существует среди музейных и частных коллекций мира, — отметил заместитель губернатора Нижегородской области Олег Беркович.

Проект представляет собой и своеобразный гала-показ, который объединяет персональные выставки десяти «звёзд» современного меццо-тинто из десятка стран от Аргентины до Японии: Арта Вергера (США), Ги Ланжевена (Канада), Деборы Чапман (Аргентина), Марка Фризинга (Люксембург), Мартина Митчелла (Великобритания), Эрлинга Вальтюрсона (Норвегия), Томаша Винярски (Польша), Хашми Аззы (Бельгия), Бонми Сангхума (Таиланд) и Микио Ватанабе (Япония – Франция). В разные годы все эти художники становились победителями Международного фестиваля меццо-тинто (за исключением бельгийца Хашми Аззы – мэтра «чёрной манеры», участвовавшего в проекте вне конкурсной программы). Каждый из десяти авторов в своё время принял решение преподнести в дар Екатеринбургскому музею изобразительных искусств свои лучшие работы.

За плечами представителей старшего поколения участвующих в выставке художников – по три-четыре десятилетия работы в технике меццо-тинто, бесспорное международное признание и, по большому счёту, отсутствие необходимости завоёвывать престижные звания и награды. Однако эти мастера первой величины – не только постоянные участники-экспоненты Международного фестиваля меццо-тинто: все они стремятся быть представленными в коллекции «чёрной манеры» Екатеринбургского музея изобразительных искусств репрезентативной подборкой своих работ (порой – полных монографических ретроспектив, позволяющих анализировать эволюцию творческой карьеры мастера от первых шагов в «чёрной манере» до квинтэссенции авторского высказывания в этой технике).

Проект «Меццо-тинто: полутона и интонации» представляет спектр индивидуальных авторских манер, разнообразие тем, сюжетов и жанров, возможность сопоставления альтернативных технических подходов – как методов, соответствующих классическому канону, так и новаторских экспериментов.

   

Ценители графического искусства получат возможность открыть для себя изысканную технику гравюры, а источником многогранных впечатлений станут сюрреалистические композиции Марка Фризинга и ХашмиАззы, полуабстрактная обнажённая пластика Ги Ланжевена, масштабные динамические беспредметные композиции Томаша Винярски, символический реализм Деборы Чапман, утончённый натурализм мира флоры и фауны Микио Ватанабе, «дзен-ботаника» Бонми Сангхума, городские виды и истории из частной жизни жителей американских мегаполисов Арта Вергера, английские ландшафты и достопримечательности в классических пейзажах Мартина Митчелла, а также продолжающие традиции жанра vanitas натюрморты Эрлинга Вальтюрсона.

   

Проект «Меццо-тинто: полутона и интонации. 3 континента. 10 художников. 300 гравюр в «чёрной манере» из собрания Екатеринбургского музея изобразительных искусств» – это премьерный показ в череде выставок, организуемых Нижегородским государственным художественным музеем на экспозиционной площадке в выставочном Пакгаузе – новом современном культурном центре на Стрелке. Спустя сто с лишним лет после проведения в Нижнем Новгороде знаменитой Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года, после реставрации и масштабных работ Пакгаузы обрели роль знаковых пространств для реализации современных выставочных и концертных проектов.
Для посетителей выставка «Меццо-тинто: полутона и интонации» будет работать с 31 августа по 27 ноября 2022 года.

НГХМ|Пакгаузы (ул. Стрелка, дом 21, лит. И):
Вт.-Ср. с 10.00 до 18.00,
Чт. с 12.00 до 20.00,
Пт.,Сб.,Вс с 11.00 до 19.00.
Пн. - выходной день.
*Вход на выставку по билету Меццо-тинто. Полутона и интонации.
*Для обладателей пушкинских карт по билету Меццо-тинто. Полутона и интонации. 

СОБЫТИЯ

Уважаемые посетители!

Уважаемые посетители! Обратите внимание на график работы всех зданий НГХМ в новогодние праздники👇

30, 31 декабря 2024 года и 01 января 2025 года – НГХМ закрыт для посетителей
• 02 января 2025 года – (четверг) НГХМ работает в обычном режиме с 12:00 до 20:00
• 03 января 2025 года (пятница) НГХМ работает в обычном режиме с 11:00 до 19:00, НГХМ «Манеж» Кремль, 1А работает в режиме с 11:00 до 20:00
• 04 января 2025 года (суббота) – НГХМ работает в обычном режиме с 11:00 до 19:00
• 05 января 2025 года (воскресенье) НГХМ работает в обычном режиме с 11:00 до 19:00
• 06 января 2025 года (понедельник) – НГХМ работает в обычном режиме с 10:00 до 18:00
• 07 января 2025 года (вторник) – НГХМ работает в обычном режиме с 10:00 до 18:00
• 08 января 2025 года (среда) – НГХМ работает в обычном режиме с 10:00 до 18:00
• 09 января 2025 года (четверг) - НГХМ закрыт для посетителей