Торжественное открытие выставки «Константин Кузнецов. Последний рыцарь импрессионизма» 0+

28 апреля в НГХМ|РУССКОЕ ИССКУСТВО (Кремль, корпус 3) состоялось торжественное открытие выставки «Константин Кузнецов. Последний рыцарь импрессионизма».

Выставка Константина Кузнецова (1863–1936), организованная Нижегородским художественным музеем (НГХМ) совместно с Фондом содействия сохранению творческого наследия художника, во многом необычна, как необычна и даже уникальна судьба самого живописца, получившего известность и признание в Европе, но практически незнакомого российскому зрителю.

«Русский парижанин», коренной нижегородец по рождению, он оказался единственным из отечественных художников, кто столь полно и органично воспринял и продолжил традицию французского импрессионизма и постимпрессионизма. Оценивая его творчество, критики ставили его работы в один ряд с такими мастерами, как Клод Моне, Пьер Огюст Ренуар и Анри де Тулуз-Лотрек. Подчеркивая его глубокую приверженность выбранному методу даже в 1930-е годы, критик Франсуа Тьебо-Сиссон назвал его «последним рыцарем импрессионизма».

  

Кузнецов родился в 1863 году в селе Жолнино Нижегородской губернии в состоятельной купеческой семье. С юных лет тяготел к искусству: более всего к музыке и живописи. С 1884 года до середины 1890-х жил в Нижнем Новгороде, много путешествовал по России. В 1896 году уехал в Париж и на родину уже не вернулся, хотя до конца жизни не менял гражданства. Кузнецов получил художественное образование в известной частной академии Фернана Кормона и добился признания, став постоянным участником знаменитых парижских салонов: Национального общества изящных искусств, Осеннего салона и Салона независимых.

Когда Константин Кузнецов в 1936 году ушел из жизни, почти все его полотна сохранились в парижской мастерской на улице Буассонад, более ста лет бережно передаваемые из поколения в поколение потомками живописца. Ряд его произведений находится в собраниях Музея Орсе, Музея Карнавале в Париже, Музея изящных искусств Понт-Авена, Музея Эжена Будена в Онфлере, Музея изящных искусств Кемпера, Художественного музея Гааги, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, других государственных и частных коллекциях.

В 2021 году в Третьяковской галерее состоялась первая в России персональная выставка-ретроспектива Константина Кузнецова, имевшая большое значение для полноценного возвращения художника в отечественную культуру.

Настоящая выставка в НГХМ, принимая своеобразную эстафету, продолжает этот процесс возвращения, знакомя с целым рядом произведений, не представленных в залах Третьяковки, новыми материалами и фактами биографии живописца.

Выставка откроет для нижегородцев, по сути, новое имя. Она специально формировалась для показа на родине живописца. С этой целью часть произведений была отреставрирована, оформлена и подготовлена к экспонированию. Это касается, прежде всего, ранних работ, созданных непосредственно на нижегородской земле. Всего в составе выставки свыше 50 живописных полотен художника, а также документальный и архивный материал.

Экспозиция, построенная по географическому и хронологическому принципу, отражает широту творческого диапазона мастера, своеобразие его живописной манеры, сочетавшей в себе опыт импрессионизма и собственного «внутреннего видения мира». Она позволяет проследить основные этапы его деятельности, начиная от ранних работ, созданных в России и в первые годы пребывания за границей, до зрелых произведений, посвященных изображению природы излюбленных художником мест – Бретани, Нормандии, легендарному в истории импрессионизма острову Бель-Иль, а также городскому пейзажу Парижа и видам его окрестностей.

  

Экспонаты выставки предоставлены для показа в НГХМ Фондом содействия сохранению творческого наследия Константина Павловича Кузнецова, основанным в 2015 году предпринимателем и коллекционером Андреем Щербининым. На протяжении нескольких лет Фонд ведет научную, реставрационную, просветительскую работу, занимается сохранением и восстановлением произведений мастера. В 2018 году издана первая в отечественном искусствоведении монография о художнике, оцифрован его архив – картотека произведений, составленная внучкой Кузнецова Моник Вивье-Брантом. В результате работы Фонда в Россию вернулась большая часть творческого наследия Кузнецова: около 300 картин, 100 графических работ и архив художника.

Сегодня происходит переосмысление роли и значения Константина Кузнецова в истории русской живописи. В отечественной культуре открыто имя, сопоставимое с именами известных художников-импрессионистов, в чем смогут убедиться посетители выставки, познакомившись с произведениями, в которых органично сочетается национальная и европейская традиции.

Ждем вас в НГХМ|РУССКОЕ ИСКУССТВО! Выставка будет работать с 29 апреля до 31 июля 2022 года.