Выставка работ Ления Ивановича Циколенко представляет ту часть его творчества, в которой реализовался его яркий потенциал художника-станковиста. В экспозиции представлены графические и живописные работы автора разных лет из корпоративных и частных коллекций, кроме того, вы сможете увидеть фрагмент оперения кузова «Волга» ГАЗ-24, масштабные модели 1:43 автомобиля и палитра цветов кузова.
Деятельность Ления Циколенко в области автомобильного дизайна и в станковом искусстве не были изолированы внутри его личности, напротив, они очень органично и многогранно составляют его образ творца-новатора, мечтателя-материалиста, прагматичного романтика, главным плодом искусства которого становится автомобиль-мечта «Волга 24». Популярность этого продукта отечественного автопрома обусловлена отнюдь не оптимальным сочетанием цены-качества, она отражает стремление к чему-то гораздо большему, чем польза. И эта потребность реализуется в поле искусства.
Неповторимое творческое лицо Л. Циколенко формировалось и развивалось в очень динамичный и яркий период 1950-1970гг. Относительно отечественного искусства этот период принято называть «оттепель». Применительно к мировой художественной практике такого понятия нет, но нетрудно заметить, что в выборе тем, сюжетов и пластических решений, в визуальной образности большого ряда художников этого периода во всем мире прослеживается несомненная общность.
Формироваться как художник Л. Циколенко начал с детства в Павлово-на-Оке. Изготовление художественных изделий из металла было и остается одним из видов трудовой деятельности жителей города. Возможно, это повлияло на выбор вуза, куда Лений поступил по окончании Павловского художественно-ремесленного училища – Ленинградское высшее художественно-промышленное им. В.И. Мухиной (прежде училище, а ныне Академия барона Штиглица в Санкт-Петербурге). И тогда, и теперь это был престижный вуз, в котором готовили мастеров художественной обработки всех мыслимых на свете материалов.
Учебные рисунки Ления демонстрируют углубленное владение основами академического рисования. Именно эта учебная практика позволила художнику выйти на поиск собственного стиля, далекого от академизма. Блестяще владея языком натурного изображения, Циколенко стал искать для своих творческих работ ту меру условности и лаконизма, которая придавала им остроту современного пластического языка.
Получив распределение в художественно-конструкторское бюро ГАЗ, он оказался в эпицентре развития элитарного отечественного автопрома. Работая на производстве, он принимал активное участие в жизни профессионального художественного сообщества города Горького. С 1960 г. он постоянный участник областных, зональных выставок, его работы были представлены на всероссийской выставке в Москве в 1960 г. В 1969 г. стал членом Союза художников России. В эти годы в среде художников был высокий градус конкуренции, и работа в СХ была его несомненным достижением.
Станковое творчество Л. Циколенко составляют и живопись, и графика. Но работы в графических техниках явно преобладают. Графика как вид искусства имеет огромный арсенал выразительных средств, что его несомненно привлекало. Он работал в техниках оригинальной и печатной графики, каждая из которых имеет свои образные задачи.
Сохранилось большое количество его натурных этюдов, зарисовок непосредственно рабочих процессов на заводе и в ХКБ. Он изображает своих коллег, занятых размышлением, обсуждением, выработкой новых творческих идей. Поэтизация этого невидимого умственного процесса происходит благодаря выбору выразительных средств. Автор создает лаконичные композиции, организованные ясными и четкими линейными ритмами, выразительными по контуру плоскостями, энергичными силуэтами. Он изображает героев в неожиданных ракурсах, часто со спины, точно передавая пластикой состояние умственного и эмоционального напряжения своих героев.
Иное решение он применяет, изображая действия рабочих в цехах, там преобладает натурная пластика. Выстроенные в один ряд, они выглядят как опыт документации рабочего процесса, то есть художественное воплощение образа повседневного труда. Весь этот комплекс образов и приемов согласуется с эстетическими принципами искусства нового реализма, распространившегося в этот период в мировом художественном контексте. Искусство стремится к отказу от описательности, на первый план выходят изобразительные ритмы и пропорции. В композиции листа отсутствует традиционная задуманность, есть легкость непосредственного впечатления.
Художник много работает с пейзажем: впечатления от поездки в Женеву, речные пейзажи, загородные прогулки, архитектурные мотивы представлены в большом разнообразии материалов и техник. Многие его работы имеют характерную особенность – в них присутствует очень высокая линия горизонта, автор будто смотрит на происходящее сверху, разворачивает широту пространства. Этот прием придает работам философский, метафизический смысл, но в то же время наполнены деталями повседневности.
Утонченность, изящество, совершенство пропорций являются качествами, присущими станковому творчеству Ления Циколенко. Способность выявить необычное в обыденности и придать ей признаки художественной возвышенности над суетой – свойство большого художника. Работы несут в себе лучшие свойства стиля, как художественного переживания времени, смотрятся удивительно свежо и современно.
Выставка будет открыта для посещения с 6 июня 2025 по 27 июля 2025 года.
*Посещение выставки по единому билету в НГХМ|ИСКУССТВО XX ВЕКА.