3 континента. 10 художников. 300 гравюр в «чёрной манере»: «Меццо-тинто: полутона и интонации»
Меццо-тинто – это редкая техника гравюры на меди. За своеобразие художественного языка меццо-тинто также называют «чёрной манерой», поскольку приверженцы этой разновидности печатной графики работают не вполне традиционным образом: вместо того, чтобы создавать тёмные контуры и силуэты на светлом фоне, меццотинтисты «добывают» свет из темноты. Меццо-тинто позволяет создавать светоносные образы – почти до иллюзорности реалистичные изображения, благодаря плавным, «живописным» градациям полутонов от глубокого бархатно-чёрного до чистого белого цвета. Техника меццо-тинто, изобретённая в XVII столетии для воспроизведения и тиражирования живописных полотен, на современном этапе развивается как самостоятельное авторское искусство поистине элитарного характера, поскольку в «чёрной манере» работает не более пяти сотен авторов по всему миру.
Представленные на выставке 300 работ входят в уникальную коллекцию современного меццо-тинто Екатеринбургского музея изобразительных искусств.
Проект представляет собой и своеобразный гала-показ, который объединяет персональные выставки десяти «звёзд» современного меццо-тинто из десятка стран от Аргентины до Японии: Арта Вергера (США), Ги Ланжевена (Канада), Деборы Чапман (Аргентина), Марка Фризинга (Люксембург), Мартина Митчелла (Великобритания), Эрлинга Вальтюрсона (Норвегия), Томаша Винярски (Польша), Хашми Аззы (Бельгия), Бонми Сангхума (Таиланд) и Микио Ватанабе (Япония – Франция). В разные годы все эти художники становились победителями Международного фестиваля меццо-тинто (за исключением бельгийца Хашми Аззы – мэтра «чёрной манеры», участвовавшего в проекте вне конкурсной программы). Каждый из десяти авторов в своё время принял решение преподнести в дар Екатеринбургскому музею изобразительных искусств свои лучшие работы.
За плечами представителей старшего поколения участвующих в выставке художников – по три-четыре десятилетия работы в технике меццо-тинто, бесспорное международное признание и, по большому счёту, отсутствие необходимости завоёвывать престижные звания и награды. Однако эти мастера первой величины – не только постоянные участники-экспоненты Международного фестиваля меццо-тинто: все они стремятся быть представленными в коллекции «чёрной манеры» Екатеринбургского музея изобразительных искусств репрезентативной подборкой своих работ (порой – полных монографических ретроспектив, позволяющих анализировать эволюцию творческой карьеры мастера от первых шагов в «чёрной манере» до квинтэссенции авторского высказывания в этой технике).
Проект «Меццо-тинто: полутона и интонации» представляет спектр индивидуальных авторских манер, разнообразие тем, сюжетов и жанров, возможность сопоставления альтернативных технических подходов – как методов, соответствующих классическому канону, так и новаторских экспериментов.
Ценители графического искусства получат возможность открыть для себя изысканную технику гравюры, а источником многогранных впечатлений станут сюрреалистические композиции Марка Фризинга и ХашмиАззы, полуабстрактная обнажённая пластика Ги Ланжевена, масштабные динамические беспредметные композиции Томаша Винярски, символический реализм Деборы Чапман, утончённый натурализм мира флоры и фауны Микио Ватанабе, «дзен-ботаника» Бонми Сангхума, городские виды и истории из частной жизни жителей американских мегаполисов Арта Вергера, английские ландшафты и достопримечательности в классических пейзажах Мартина Митчелла, а также продолжающие традиции жанра vanitas натюрморты Эрлинга Вальтюрсона.
Проект «Меццо-тинто: полутона и интонации. 3 континента. 10 художников. 300 гравюр в «чёрной манере» из собрания Екатеринбургского музея изобразительных искусств» – это премьерный показ в череде выставок, организуемых Нижегородским государственным художественным музеем на экспозиционной площадке в выставочном Пакгаузе – новом современном культурном центре на Стрелке. Спустя сто с лишним лет после проведения в Нижнем Новгороде знаменитой Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года, после реставрации и масштабных работ Пакгаузы обрели роль знаковых пространств для реализации современных выставочных и концертных проектов.
Для посетителей выставка «Меццо-тинто: полутона и интонации» будет работать до 4 декабря 2022 года.
НГХМ|Пакгаузы (ул. Стрелка, дом 21, лит. И):
Вт.-Ср. с 10.00 до 18.00,
Чт. с 12.00 до 20.00,
Пт.,Сб.,Вс с 11.00 до 19.00.
Пн. - выходной день.
*Вход на выставку по билету Меццо-тинто. Полутона и интонации.
*Для обладателей пушкинских карт по билету Меццо-тинто. Полутона и интонации.