Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина совместно с Нижегородским государственным художественным музеем открывают камерную выставку «Путешествие. От престо к адажио». Выставочный этюд посвящен одному из главных памятников архитектуры итальянского маньеризма, который был центром светской жизни в Италии раннего Нового времени, – Палаццо Те (Мантуя). Зрители увидят гравюры из собрания Пушкинского музея и работы современных художниц Надежды Лихогруд и Евгении Буравлёвой, отсылающие к образам знаменитого дворца.
Архитектор Джулио Романо (1499–1546), ученик Рафаэля, вдохновленный текстами Овидия, античной историей, мифологией и современными ему реалиями, задумывал Палаццо Те как изысканный и прихотливый ансамбль декораций. Одно из самых впечатляющих помещений дворца – «Зал барельефов». Джорджо Вазари, знаменитый живописец, архитектор и историк искусства сравнивал масштабные многофигурные барельефы этого зала со сценами на колонне Траяна, римском монументе II века.
На выставке в Нижегородском государственном художественном музее представлены гравюры художницы XVI века Дианы Скультори из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина, созданные по композиции барельефов Джулио Романо в Палаццо Те, – на них изображена процессия всадников.
Визуальными рифмами динамичным гравюрам Дианы Скультори выступают работы современных художниц Евгении Буравлёвой и Надежды Лихогруд. Они напоминают о просторном парке вокруг Палаццо Те и неспешном досуге владельцев дворца – представителей рода Гонзага. Произведения затрагивают тему смены ритма жизни – отказа от сбивчивого стремительного темпа в погоне за целью в пользу созерцания и осознания ценности каждого шага.
Параллельно с этюдом «Путешествие. От престо к адажио» в НГХМ|ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО в Волго-Вятском филиале ГМИИ им. А.С. Пушкина проходит выставка «Названо Вазари. Маньеризм», где «путешествие» и погружение в искусство и культуру маньеризма могут быть продолжены.
Выставка доступна для посещения с 24 ноября 2023 года до 24 марта 2024 года.