24 мая 1830 года родился Алексей Кондратьевич Саврасов — художник, познакомивший Россию с ее национальным пейзажем. Именно он одним из первых открыл красоту скромной русской природы и рассказал о ней в своих работах.
Полноправными «героями» его картин становятся поля, луга, болота, степи, города и деревни, в разное время суток и при любой погоде. Художник сумел раскрыть в своих произведениях и поэтичность бескрайних просторов, и красоту нависшего серого неба и талого снега, и даже живописность грязных луж и размытых дорог. Все в природе достойно стать предметом изображения.
Саврасов не только сам руководствовался этим принципом, но и прививал его свои ученикам. Почти четверть века он руководил пейзажным классом в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его учеников были Исаак Левитан, Константин Коровин, Михаил Нестеров и многие другие.
Главным принципом работы мастерской Саврасова была работа с натуры. Известна фраза художника, обращенная однажды к свои ученикам: «Ступайте в Сокольники, фиалки уж распустились».
Художник много путешествует: совершает поездки по югу России, в 1860-х годах посещает Англию, Францию, Швейцарию, Германию. А с начала 1870-х Саврасов совершает путешествия по русской провинции. Эти поездки дают ему богатый материал для работы.
В 1871 году мастером были созданы картины «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода» и «Зимний пейзаж».
А. Саврасов. Зимний пейзаж. 1871. Холст, масло. Собрание НГХМ
«Печерский монастырь...» - картина, выполненная по устоявшимся в искусстве правилам. Пространство поделено на три плана, каждый из которых выполнен в соответствующем колорите. Но эта работа, несмотря на документальную точность изображения, лишена сухости и протокольности. Это лирический пейзаж, увиденный сквозь призму чувств автора.
А. Саврасов. Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода. 1871. Холст, масло. Собрание НГХМ
В 1871 году была создана и самая известная картина, возможно, не только в творчестве Саврасова, но и во всем русском искусстве - «Грачи прилетели!». Это вид деревни Молвитино Костромской губернии. Обыденный сельский пейзаж возводится мастером в категорию прекрасного и становится символом национального образа природы.
А. Саврасов. Грачи прилетели. 1871. Холст, масло. ГТГ, Москва
В НГХМ хранится авторское повторение картины, созданное в 1879 году. Оно почти повторяет композицию первого варианта, лишь несколько изменяется размер полотна, колорит, и отсутствует подпись с указанием населенного пункта.
А. Саврасов. Грачи прилетели. 1879. Холст, масло. Собрание НГХМ
Саврасов остается тонким лириком и в графических произведениях. Эту особенность демонстрирует «Пейзаж» 1880-х годов, исполненный художником карандашом и углем на тонированной бумаге. Сосны, расположенные по сторонам, «впускают» зрителя вглубь композиции, где вдалеке виднеются березы. Их тонкие стволы художник создает, стирая едва заметные следы карандаша на листе бумаги.
А. Саврасов. Пейзаж. 1880-е. Бумага тонированная, карандаш, уголь. Собрание НГХМ
Исаак Левитан утверждал, что с Саврасова в пейзаже появилась «безграничная любовь к своей родной земле», и, глядя на работы мастера, с этим трудно не согласиться.
Ольга Чижус