В советское время собрание музея поступали произведения от государственных учреждений в сфере управления культурой и художественных общественных организаций.
В 1918-1922 годах в РСФСР действовал Отдел изобразительных искусств Народного комиссариата просвещения (ИЗО Наркомпроса) под руководством художников Давида Штеренберга и Владимира Татлина. Одной из задач Отдела была организация Государственных свободных художественных мастерских (ГСХМ) в разных городах страны. В Нижнем Новгороде такие мастерские работали с 1919 по 1921 годы. На их основе планировалось открыть музеи, для чего Комиссией ИЗО Наркомпроса был отобран ряд картин, среди которых полотна Абрама Архипова, Василия Кандинского, Наталии Гончаровой, Михаила Ларионова, Александра Родченко, Любови Поповой, Казимира Малевича, Ольги Розановой, Александра Шевченко. Новый музей не был открыт, и в 1921 году картины этих художников пополнили художественный отдел Нижегородского народного художественно-исторического музея. Сейчас они составляют основу коллекции русского авангарда НГХМ.
Михаил Ларионов. Ночь. Тирасполь. 1907. Холст, масло. 69×69. Поступление из Нижегородских ГСХМ, ранее - Государственный художественный фонд ИЗО Наркомпроса
Михаил Ларионов. Море. 1912-1913. Холст, масло. 50×70,5. Поступление из Нижегородских ГСХМ, ранее - Государственный художественный фонд ИЗО Наркомпроса
Наталия Гончарова. Весна. Петровский парк. 1909-1910. Холст, масло. 105×116,8. Поступление из Нижегородских ГСХМ, ранее - Государственный художественный фонд ИЗО Наркомпроса
Наталия Гончарова. Белки. 1910. Холст, масло. 90×100. Из Нижегородских ГСХМ, ранее - Государственный художественный фонд ИЗО Наркомпроса
Ольга Розанова. Натюрморт. Розовые цветы. 1915. Холст, масло. 80×102. Поступление из Нижегородских ГСХМ, ранее - Государственный художественный фонд ИЗО Наркомпроса
Илья Машков. Город в Швейцарии. 1914. Холст, масло. 75,5×115,5. Поступление из Нижегородских ГСХМ, ранее - Государственный художественный фонд ИЗО Наркомпроса
Александр Осмеркин. Лес в Кунцеве. 1919. Холст, масло. 105×92. Поступление из Нижегородских ГСХМ, ранее - Государственный художественный фонд ИЗО Наркомпроса
Василий Рождественский. Натюрморт с печкой. 1918. Холст, масло. 103×83,2. Поступление из Нижегородских ГСХМ, ранее - Государственный художественный фонд ИЗО Наркомпроса
Абрам Архипов. Женщина в красном. 1919. Холст, масло. 116,4×88,6. Поступление из Нижегродских ГСХМ, ранее - Государственный художественный фонд ИЗО Наркомпроса
В 1920-е годы в музей поступали произведения и от Общества поощрения художеств. Это одна из старейших общественных организаций в России, ставившая своей целью поддержку художников. Общество было учреждено в 1821 году и существовало до 1929 года. В 1919 году в нем был утвержден новый устав, в котором говорилось, что цель этой организации: «содействовать процветанию художественного творчества в России, что достигается устройством … приобретений выдающихся художественных произведений на предмет помещения их в музеи...». Предметы приобретались в собственность Общества для безвозмездной передачи в государственные музеи. Так в 1927 году от Общества в музей поступила картина Константина Сомова «Две дамы в парке».
Константин Сомов. Две дамы в парке. 1919. Холст, масло. 58,2×71,5. Поступление от Общества поощрения художеств
В 1930-е годы фонды музея пополнялись через Государственные закупочные комиссии, приобретавшие произведения для музеев. В 1938 году через Комиссию в музей поступили картины «Волга. Радуга» Бориса Кустодиева, «Девочка с ягодами» Николая Рачкова и ряд других работ.
Борис Кустодиев. Волга. Радуга. 1925. Холст, масло. 79×99. Поступление от Ленинградской государственной закупочной комиссии
Николай Рачков. Девочка с ягодами. 1879. Холст, масло. 42×33,7. Поступление от Ленинградской государственной закупочной комиссии
В 1940-1950-е годы состав собрания пополняли произведения, поступившие от Комитета по делам искусств при Совете Министров РСФСР. В числе поступлений - «Нижний Новгород» Никанора Чернецова, «Лагуна Мурано» Василия Поленова, «Озеро. Серый день» Исаака Левитана и другие произведения.
Исаак Левитан. Озеро. Серый день. 1895. Картон, масло. 47,5×57,3. Поступление от Комитета по делам искусств при Совете Министров
Николай Ярошенко. Девушка-крестьянка. 1891. Холст, масло. 71×48. Поступление от Комитета по делам искусств при Совете Министров
Никанор Чернецов. Нижний Новгород. 1838. Холст, масло. 49×68. Поступление от Комитета по делам искусств при Совете Министров
Василий Поленов. Лагуна Мурано (Венеция). 1897. Холст, масло. 55×132. Поступление от Комитета по делам искусств при Совете Министров
Во второй половине XX века в музей поступали предметы по приказам Областного управления культуры и Министерства культуры РСФСР. Среди поступлений — произведения живописи, графики и ряд икон XVI-XVIII вв.
Мученик Мина. XVII век. Москва. Доска липовая, паволока, левкас, яичная темпера. 61,3×44,2. Поступление от Министерства культуры РСФСР
Андрей Федотов. Единородный Сын. Начало XVIII века. Доска сосновая, паволока, левкас, яичная темпера. 44,4×34,3. Поступление от Министерства культуры РСФСР
Спас оглавый с приписными Феодором, Михаилом Малеином, Дмитрием Угличским и Ксенией, в раме с 24 праздниками. XVII век. Москва. Доска липовая, паволока, левкас, яичная темпера. 53,3×44,2. Поступление от Министерства культуры РСФСР
Павел Ковалевский. Паромщик. 1877. Бумага, карандаш. 31,5×24. Поступление от Министерства культуры РСФСР
Федор Матвеев. Швейцарский пейзаж. Берн. 1818. Бумага, акварель. белила, лак. 21,8×26,8. Поступление от Министерства культуры РСФСР
Карл Брюллов. Женщина, упавшая со ступеней лестницы. 1828-1830. Бумага, итальянский карандаш. 22,5×29. Поступление от Областного управления культуры
Николай Майков. Портрет Н. М. Кроль. 1839. Картон, масло. 46,5×39,5. Поступление от Областного управления культуры
Василий Тропинин. Девушка со свечой. 1830-е. Бумага, итальянский карандаш. 22,1×17,3. Поступление от Областного управления культуры