С появлением в собрании музея двух произведений Айвазовского – «Берега Далмации» (1848 г.) и «Вид Крыма» (1851 г.) связана почти детективная история.
После революции органами ЧК были организованы многочисленные экспедиции в богатые особняки и усадьбы Нижнего Новгорода. Подобная экспедиция была направлена и в двухэтажный дом по улице Рождественской (сейчас – Рождественская 46), где находилась контора по продаже железа одного из самых богатых промышленников страны – С.С. Абамелек-Лазарева.
Бывший доходный дом Абамелек-Лазаревых. Улица Рождественская, 46.
Князь Семён Семёнович Абамелек-Лазарев (1857–1916) – последний представитель промышленного рода Лазаревых и князей Абамелек-Лазаревых, крупный землевладелец и горнозаводчик, известнейший коллекционер. В его петербургской квартире на Мойке, на его итальянской вилле в историческом центре Рима располагались ценнейшие коллекции изобразительного и прикладного искусства.
О его доме в Нижнем Новгороде ходили легенды – будто в нём князь спрятал часть своих несметных богатств. В конце декабря 1918 года в брошенный хозяевами особняк нагрянули чекисты. Целый день они тщательно искали спрятанные сокровища, пока не нашли потайную комнату, а в ней: картины, иконы, гобелены, предметы из фарфора, бронзы, серебра, медали – всего 1465 предмета по описи. Как попали сокровища в дом в Нижнем Новгороде доподлинно неизвестно. Но не оставляет сомнения, что это была всего лишь небольшая часть колоссального состояния князя.
Среди других ценностей из этой коллекции поступили два полотна И. К. Айвазовского. Эти работы написаны до рождения С.С. Абамелек-Лазарева и, скорее всего, были приобретены его дедом – Христофором Екимовичем Лазаревым (1789–1871). Сохранились письма, подтверждающие, что Айвазовский состоял в дружеской переписке с Х. Е. Лазаревым. В 1853 г. на даче Лазарева художник устраивал благотворительную выставку своих картин на военные темы. Так же по просьбе Х. Е. Лазарева художник писал большое полотно «Вид города Феодосии» для Лазаревского института восточных языков.
Зарянко С.К. Портрет Х.Е.Лазарева. 1851 г. Собрание НГХМ
Два масштабных полотна из «лазаревской коллекции» представляют особый интерес как произведения раннего периода творчества И. К. Айвазовского, для которого характерны интенсивные цветовые решения.
«Берега Далмации» (1848 г.) – романтическая пастораль, навеянная природой исторической областина северо-западе Балканского полуострова (территория современных Хорватии и Черногории). Здесь главные герои не люди, а потрясающе написанный закатный свет, пронизывающий небо, отраженный в море. Интенсивные цветовые сочетания придают морскому закату исключительный, возвышенный характер.
«Вид Крыма» (1851 г.) так же отмечена мажорностью колорита. Среди остальных работ собрания это полотно выделяет особая мягкость цветового звучания, которая тонко передаёт состояние утренней природы в момент восхода солнца.