Здания
  • НГХМ
    РУССКОЕ ИСКУССТВО

    Кремль, корпус 3
    Сегодня: Выходной
  • НГХМ
    ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО

    Верхневолжская набережная, 3
    Сегодня: Выходной
  • НГХМ
    ИСКУССТВО XX ВЕКА

    Площадь Минина и Пожарского, 2/2
    Сегодня: Выходной
  • НГХМ
    МАНЕЖ

    Кремль, корпус 1А
    Сегодня: Выходной
  • НГХМ
    ПАКГАУЗЫ

    Стрелка, дом 21, лит. И
    Сегодня: Выходной
Текущие выставки и мероприятия
Фильтр выставок и мероприятий
#Постоянные экспозиции
#Выставки
#Экскурсии
#Лекции
#Занятия
Показать ещё
События
9 декабря исполняется 139 лет со дня рождения Николая Фешина — крупного живописца, графика и педагога первой половины XX века.
 
Художник родился и долгое время жил в Казани, в 1923 году выехал в США. Этими обстоятельствами обусловлено то, что большинство работ художника находятся в собраниях США и в Государственном музее изобразительных искусств республики Татарстан.
 
В коллекции русского искусства НГХМ хранится «Портрет Николая Евлампиева», созданный Николаем Фешиным.
 
Николай Константинович Евлампиев (1866-1936) — один из основателей Горьковского союза художников, педагог, автор книг по теории изобразительного искусства. Окончил Казанскую художественную школу (1895-1899) и педагогические курсы в Академии Художеств в 1915 году. В 1904-1905 годах заведовал иконописной мастерской в слободе Мстёра Владимирской губернии. В эти же годы там преподавал и Николай Фешин. Вероятно, к этому времени и относится создание портрета.
 
 
 
Н. Фешин. Портрет Н. Евлампиева. 1904. Холст, масло. Собрание НГХМ
 
С 1921 года Евлампиев переехал в Нижний Новгород, преподавал в Горьковском художественном училище. Преимущественно художник работал в бытовом жанре и пейзаже. Музей располагает несколькими его работами, среди которых «Первый автомобиль в Нижнем Новгороде», «Детская площадка», «Пляж. Мочальный остров» и другие.
 

 

Н. Евлампиев. Первый автомобиль в Нижнем Новгороде. Холст на фанере, масло.  Собрание НГХМ

 

«Портрет Евлампиева» решен художником в традиционной манере. Герои портретов Фешина, как правило, поданы крупным планом. Взгляд художника «сфокусирован» на них, в то время как фон, на котором они представлены, размыт, и только намекает на окружающую обстановку. Живопись Фешина свободная, с широкими разнонаправленными мазками, что создает «живую» подвижную живописную фактуру, делает лицо портретируемого более выразительным.
 

Н. Евлампиев. Пляж. Мочальный остров. Холст на фанере, масло. Собрание НГХМ
 
Картина поступила в музей в военные годы. Директор музея, Тамара Петровна Гусева вспоминала о том, что люди в это время несли в музей свои семейные реликвии – картины, антиквариат. Они надеялись, что в музее их можно будет спасти. Так зимой 1943 года дочь художника Евлампиева передала музею этот портрет, который стал самым крупным приобретением за годы войны.
 
 
 Н. Евлампиев. Детская площадка. 1929. Дерево, масло. 75×102. Собрание НГХМ


история музея