Здания
  • НГХМ
    РУССКОЕ ИСКУССТВО

    Кремль, корпус 3
    Сегодня: 12:00 — 20:00
  • НГХМ
    ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО

    Верхневолжская набережная, 3
    Сегодня: 12:00 — 20:00
  • НГХМ
    ИСКУССТВО XX ВЕКА

    Площадь Минина и Пожарского, 2/2
    Сегодня: 12:00 — 20:00
  • НГХМ
    МАНЕЖ

    Кремль, корпус 1А
    Сегодня: 12:00 — 20:00
  • НГХМ
    ПАКГАУЗЫ

    Стрелка, дом 21, лит. И
    Сегодня: 12:00 — 20:00
Текущие выставки и мероприятия
Фильтр выставок и мероприятий
#Постоянные экспозиции
#Выставки
#Экскурсии
#Лекции
#Занятия
Показать ещё
События
Собрание НГХМ позволяет создать представление о таком явлении как русский импрессионизм. Среди ряда красочных работ Константина Коровина, Петра Петровичева, Леонарда Туржанского и других, исполненных в свободной пастозной манере, выделяется картина Игоря Грабаря «Фабрика Якунчиковых в Наре». Ее создание относится к 1901 году.
 
В 1900 году художник гостил в имении Наро-Фоминское (современная деревня Литвиново Нарофоминского района Московской области) под Москвой. Напротив усадьбы располагалась фабрика Якунчиковых.

Якунчиковы — представители московского купечества, промышленники, находившиеся в родстве с Мамонтовыми и Третьяковыми. Основателем фамилии был Василий Иванович Якунчиков. Среди представительниц этой фамилии Мария Якунчикова — известная художница рубежа XIX-XX вв. (ее работа хранится в собрании НГХМ), Вера Вульф — мастер декоративно-прикладного искусства, пианистка (она запечатлена на картине К. Коровина «Осень» из собрания НГХМ. О ней подробнее здесь (http://artmuseumnn.ru/vystavki/artonline-790/russkoe-iskusstvo-801/osen-1024/)).


Мария Якунчикова. Сен-Клу. 1898. Холст, масло. 71,5×45,5. НГХМ


Константин Коровин. Осень. 1891. Холст, масло. 175×132. НГХМ

В 1864 году Василий Иванович приобрел бумаго-прядильную и ткацкую фабрики, преобразовав их в Воскресенскую мануфактуру. Именно она стала «героиней» картины Игоря Грабаря.


Вид Воскресенской мануфактуры. Фото 1908 года

В «Автомонографии» Грабарь описывал свои впечатления от фабрики так: «Из окон моей комнаты, помещавшейся в павильоне с бельведером, была видна фабрика, находившаяся по ту сторону реки Нары. Поздней осенью, в конце октября, по вечерам я часто наблюдал, как зажигались ее огни. Сначала бледные, розового цвета, они постепенно переходили в оранжевый, желтый и сверкающий белый. Было нечто фантастическое в этой сотне ослепительных глаз, глядевших из ночной черноты сквозь гнущиеся от ветра ветви сухих деревьев, под карканье воронья, тучами покрывавшего свинцовое небо. Я пробовал, как мог, передать это жуткое впечатление, но, конечно, не выразил и десятой его доли».


Игорь Грабарь. Фабрика Якунчиковых в Наре. 1901. Холст, масло. 80,5×98. НГХМ

Большое внимание автор уделяет цвету фабричных огней, характеру освещения, что говорит об импрессионистической природе произведения. Как и большинство импрессионистов, художник избегает чёрного цвета, обращаясь к нему только изображая стаю птиц. Стволы деревьев, мост, плотину и заросли кустов художник пишет глубокими темными коричневыми и зелёными тонами.

Одна из самых популярных тем на рубеже XIX-XX вв.  тема города. Городские улицы, парки, высотные здания, промышленные сооружения,  все это становилось объектом внимания художников. Но, в отличие от своих коллег, Грабарь переносит акцент с конструкции постройки и ее функционального назначения на свои впечатления. В «Автобиографии» художник отметил, что «пробовал … передать это жуткое впечатление». В этом он остаётся верен главному направлению своего творчества — импрессионизму, одна из главных задач которого состоит именно в передаче впечатлений (название направления произошло от французского «impression» - «впечатление»).
 
Ольга Чижус 

история музея