Собрание НГХМ позволяет создать представление о таком явлении как русский импрессионизм. Среди ряда красочных работ Константина Коровина, Петра Петровичева, Леонарда Туржанского и других, исполненных в свободной пастозной манере, выделяется картина Игоря Грабаря «Фабрика Якунчиковых в Наре». Ее создание относится к 1901 году.
В 1900 году художник гостил в имении Наро-Фоминское (современная деревня Литвиново Нарофоминского района Московской области) под Москвой. Напротив усадьбы располагалась фабрика Якунчиковых.
Якунчиковы — представители московского купечества, промышленники, находившиеся в родстве с Мамонтовыми и Третьяковыми. Основателем фамилии был Василий Иванович Якунчиков. Среди представительниц этой фамилии Мария Якунчикова — известная художница рубежа XIX-XX вв. (ее работа хранится в собрании НГХМ), Вера Вульф — мастер декоративно-прикладного искусства, пианистка (она запечатлена на картине К. Коровина «Осень» из собрания НГХМ. О ней подробнее здесь (http://artmuseumnn.ru/vystavki/artonline-790/russkoe-iskusstvo-801/osen-1024/)).
Мария Якунчикова. Сен-Клу. 1898. Холст, масло. 71,5×45,5. НГХМ
Константин Коровин. Осень. 1891. Холст, масло. 175×132. НГХМ
В 1864 году Василий Иванович приобрел бумаго-прядильную и ткацкую фабрики, преобразовав их в Воскресенскую мануфактуру. Именно она стала «героиней» картины Игоря Грабаря.
Вид Воскресенской мануфактуры. Фото 1908 года
В «Автомонографии» Грабарь описывал свои впечатления от фабрики так: «Из окон моей комнаты, помещавшейся в павильоне с бельведером, была видна фабрика, находившаяся по ту сторону реки Нары. Поздней осенью, в конце октября, по вечерам я часто наблюдал, как зажигались ее огни. Сначала бледные, розового цвета, они постепенно переходили в оранжевый, желтый и сверкающий белый. Было нечто фантастическое в этой сотне ослепительных глаз, глядевших из ночной черноты сквозь гнущиеся от ветра ветви сухих деревьев, под карканье воронья, тучами покрывавшего свинцовое небо. Я пробовал, как мог, передать это жуткое впечатление, но, конечно, не выразил и десятой его доли».
Игорь Грабарь. Фабрика Якунчиковых в Наре. 1901. Холст, масло. 80,5×98. НГХМ
Большое внимание автор уделяет цвету фабричных огней, характеру освещения, что говорит об импрессионистической природе произведения. Как и большинство импрессионистов, художник избегает чёрного цвета, обращаясь к нему только изображая стаю птиц. Стволы деревьев, мост, плотину и заросли кустов художник пишет глубокими темными коричневыми и зелёными тонами.
Одна из самых популярных тем на рубеже XIX-XX вв. — тема города. Городские улицы, парки, высотные здания, промышленные сооружения, — все это становилось объектом внимания художников. Но, в отличие от своих коллег, Грабарь переносит акцент с конструкции постройки и ее функционального назначения на свои впечатления. В «Автобиографии» художник отметил, что «пробовал … передать это жуткое впечатление». В этом он остаётся верен главному направлению своего творчества — импрессионизму, одна из главных задач которого состоит именно в передаче впечатлений (название направления произошло от французского «impression» - «впечатление»).
Ольга Чижус