Здания
  • НГХМ
    РУССКОЕ ИСКУССТВО

    Кремль, корпус 3
    Сегодня: 11:00 — 19:00
  • НГХМ
    ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО

    Верхневолжская набережная, 3
    Сегодня: 11:00 — 19:00
  • НГХМ
    ИСКУССТВО XX ВЕКА

    Площадь Минина и Пожарского, 2/2
    Сегодня: 11:00 — 19:00
  • НГХМ
    МАНЕЖ

    Кремль, корпус 1А
    Сегодня: 11:00 — 19:00
  • НГХМ
    ПАКГАУЗЫ

    Стрелка, дом 21, лит. И
    Сегодня: 11:00 — 19:00
Текущие выставки и мероприятия
Фильтр выставок и мероприятий
#Постоянные экспозиции
#Выставки
#Экскурсии
#Лекции
#Занятия
Показать ещё
События
Михаила Ларионова с полным правом можно назвать одним из «отцов» русского авангарда.  

В собрании НГХМ несколько работ Ларионова. «Кацапская Венера» была написана в 1912 году. Она принадлежит к ларионовской серии «Венеры», в которой художник стремился показать разные национальные типы женской красоты. Кацапы – простонародное украинское прозвище русских.  
 

М.Ф. Ларионов «Кацапская Венера». 1912. Собрание НГХМ
 
Ларионов здесь обращается к классическому сюжету мировой живописи. Конкретным источником композиции стала, вероятно, «Венера Урбинская» Тициана (1538), восходящая, в свою очередь, к «Спящей Венере» Джорджоне. В картине Ларионова мы можем увидеть немало перекличек с Тицианом: сходная поза двух Венер, положение рук и ног, цветок в руке, красный и белый цвета в изображении постели.
 
 
Тициан. Венера Урбинская. 1538. Галерея Уффици. 

Но Ларионов сознательно снижает, огрубляет классический сюжет. Его Венера не отличается изяществом, ее крупные загорелые руки и ноги говорят о ее простонародном происхождении.
 
В этот период творчество Ларионова развивалось в русле неопримитивизма. Целый ряд художников рубежа XIX-XX веков обращаются к так называемому искусству примитивов, видя в нем источник обновления языка живописи. И Ларионов сознательно использует приемы такого «наивного», непрофессионального искусства. Он искажает пропорции тела и лица Венеры, делает фигуру плоской и обводит ее грубой контурной линией. Это напоминает язык русских лубочных картинок.
 
Картина Тициана была написана по заказу герцога Урбинского Гвидобальдо II делла Ровере. Возможно, прототипом Венеры Урбинской была невеста заказчика. Поэтому собачка у ног Венеры может считаться символом супружеской верности. Ларионовская Венера – замужняя женщина, судя по кольцу на пальце. А рядом с ней художник помещает не собаку, а кота.    
 
 
Кот Казанский. Лубок. Россия. XVIII век.
 
Этот кот напоминает персонажа одной из самых известных русских лубочных картинок – Кота Казанского. По одной из версий, хотя и многократно оспоренной, Кот Казанский является карикатурой на Петра I. И Ларионов наделяет своего кота практически человеческим, мужским лицом, что усиливает эпатажный характер картины. Стоит отметить, что это же животное изображено и на картине Эдуарда Мане «Олимпия», которая также переосмысляет сюжет тициановской «Венеры Урбинской».
 
 
 Надежда Юрасова


история музея