Николай Ярошенко входил в Товарищество передвижных художественных выставок и был одним из самых убежденных и принципиальных передвижников. После смерти И.Н. Крамского, руководившего Товариществом, именно Ярошенко занял этот пост.
Н. Ярошенко. Девушка-крестьянка. 1891. Собрание НГХМ
Картина очень проста по композиции. Нейтральный светлый фон позволяет сосредоточить внимание на модели. Девушка, вероятно, пришла наниматься в услужение в дворянский дом. Она принарядилась, чтобы понравиться будущим хозяевам. Очень достоверно Ярошенко передает ее психологическое состояние. Ее взгляд опущен, рука застенчиво теребит фартук.
Несмотря на простоту, композиция картины очень органична. Ярошенко мастерски вписывает фигуру в пространство. Фигура дана не фронтально, а слегка развернута влево, и этот разворот как бы продолжен диагональю приоткрытой двери. Возникает ощущение, что девушка готова уйти, что еще более подчеркивает ее смущение.
Ярошенко, как и другие передвижники, был художником-реалистом, поэтому тяготел к изображению типического. Эта картина может восприниматься как изображение конкретной девушки, но, скорее всего, перед нами все же портрет-тип, то есть общее здесь преобладает над индивидуальным.