Здания
  • НГХМ
    РУССКОЕ ИСКУССТВО

    Кремль, корпус 3
    Сегодня: 12:00 — 20:00
  • НГХМ
    ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО

    Верхневолжская набережная, 3
    Сегодня: 12:00 — 20:00
  • НГХМ
    ИСКУССТВО XX ВЕКА

    Площадь Минина и Пожарского, 2/2
    Сегодня: 12:00 — 20:00
  • НГХМ
    МАНЕЖ

    Кремль, корпус 1А
    Сегодня: 12:00 — 20:00
  • НГХМ
    ПАКГАУЗЫ

    Стрелка, дом 21, лит. И
    Сегодня: 12:00 — 20:00
Текущие выставки и мероприятия
Фильтр выставок и мероприятий
#Постоянные экспозиции
#Выставки
#Экскурсии
#Лекции
#Занятия
Показать ещё
События
Среди небольшой коллекции работ Константина Коровина в музее примечательна картина «Осень».



Константин Коровин. Осень. 1891. Холст, масло. 175×132. НГХМ

Осенние мотивы нередки для творчества русских художников-импрессионистов, ведущим представителем которых является автор. Как правило, разрабатывая их, художники обращаются к жанру пейзажа. Но Коровин решает этот мотив особенным образом.

Впервые он появляется в его ранних работах. Например, к 1880 году относится картина «В парке» из собрания Музея русского импрессионизма, с изображенной на ней женской фигурой, приближающейся к зрителю из глубины аллеи.



Константин Коровин. В парке. 1880. Холст, масло. 35×27,5. Музей русского импрессионизма

Над картиной из собрания НГХМ Коровин работал в 1888 году в имении Василия Поленова Жуковка на реке Клязьме. Для нее художнику позировала Вера Вульф, родственница Поленовых, сестра художницы Марии Якунчиковой, пианистка, мастер декоративно-прикладного искусства.

Вера Вульф неоднократно становилась моделью для живописных образов Коровина. Она позировала вместе с сестрой для женского образа картины «В лодке», также известен ее портрет, хранящийся в Дальневосточном художественном музее.



Константин Коровин. В лодке. 1888. Холст, масло. 53,5×42,5. Третьяковская галерея



Константин Коровин. Портрет Веры Вульф. 1888. Дальневосточный художественный музей (Хабаровск)

Несмотря на то, что нам известно имя изображенной, нельзя причислить эту картину к жанру портрета. Портрет и пейзаж сосуществуют в картине на равных. В «Заметках об искусстве» Константин Коровин писал: «Пейзаж не писать [без] цели, если он только красив — в нем должна быть история души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам». Картина «Осень» могла бы послужить подтверждением этих слов. Природа в ней созвучна меланхоличному настроению девушки, что помогает более глубоко раскрыть эмоциональную составляющую произведения.

Эту особенность заметили и современники художника. Автор представил картину на XIX выставке Товарищества передвижников, которые «вдруг ужасно полюбили» Коровина. В одном из обзоров выставки картина описывалась так: «Листья поблекли и пожелтели, все дорожки парка усеяны этими листьями. Женщина в белом платье, с сумрачным видом, держа в руках засохшую ветку, идет по опустевшей аллее каким-то механическим шагом лунатички. На ее осунувшемся и желтоватом лице как будто также положила свой отпечаток осень».

Для Константина Коровина, как для импрессиониста, был интересен не только психологический аспект, но и живописная составляющая. Не случайно художник «одевает» героиню в белое платье. Белый — один из любимых цветов импрессионистов, так как он способен вбирать рефлексы от окружающих предметов, приобретая при этом множество оттенков. Если присмотреться повнимательнее, то можно заметить, что платье переливается голубоватыми, фиолетовыми, зеленоватыми, серыми, лиловыми оттенками, а чистого белого на нем практически нет.



Константин Коровин. Осень 1891. Фрагмент

Так в картине соединились внимание к внутреннему миру человека и любовь к «бесконечно разнообразному миру красок».
 
Ольга Чижус

история музея