Здания
  • НГХМ
    РУССКОЕ ИСКУССТВО

    Кремль, корпус 3
    Сегодня: Выходной
  • НГХМ
    ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО

    Верхневолжская набережная, 3
    Сегодня: Выходной
  • НГХМ
    ИСКУССТВО XX ВЕКА

    Площадь Минина и Пожарского, 2/2
    Сегодня: Выходной
  • НГХМ
    МАНЕЖ

    Кремль, корпус 1А
    Сегодня: Выходной
  • НГХМ
    ПАКГАУЗЫ

    Стрелка, дом 21, лит. И
    Сегодня: Выходной
Текущие выставки и мероприятия
Фильтр выставок и мероприятий
#Постоянные экспозиции
#Выставки
#Экскурсии
#Лекции
#Занятия
Показать ещё
События
В Страстную пятницу христиане вспоминают самые страшные и трагические события земной жизни и смерти Иисуса Христа. Позорная и невероятно жестокая казнь на кресте в Иудее применялась только к особо опасным преступникам, чьи деяния посягали на самые основы государственного порядка и безопасности.
В случае со Спасителем она стала вечным напоминанием о человеческой злобе и беззаконии. Самые рьяные гонители Христа не смогли найти никакой вины в его словах и поступках. И страшный приговор был вынесен без предъявления официального обвинения. Только маленькая горстка людей из близких и верных последователей Христа осталась с Ним до самого конца и учавствовала в погребении истерзанного тела. Вместе с Ним они хоронили свои надежды и мечты на счастье и благоденствие, на обретение долгожданного царства Мессии. И никто из них даже не надеялся и не предполагал, каким ликованием в веках обернется глухая скорбь этих часов.
В нашем музее хранится большое полотно художника Николая Андреевича Кошелева «Погребение Христа» - очень редкий в мировой живописи сюжет погребального шествия от подножия Голгофы до пещеры, в которой будет похоронен Иисус Христос.
 
 
Н. А. Кошелев. Погребение Христа. 1881
 
Несмотря на трагический сюжет, картина богата цветом. Скорее всего, таким образом художник хотел создать экзотический образ далекой восточной страны. Ориентальные мотивы были очень популярны в то время и нередко влияли на трактовку и религиозных сюжетов тоже.
Неспешный ритм вертикальных фигур, движение вдоль плоскости холста, как бы мимо зрителей, позволяет создать ощущение мрачной торжественности свершающегося действа. Огромный валун, перекрывающий пространство за спинами персонажей, сосредотачивает внимание на главном в композиции и подчеркивает ощущение тяжести церимониальных шагов и эмоциональной сдавленности.
Помимо вымышленных персонажей в картине представлены: в центре над телом Спасителя с большой рыжей бородой – брат Христа Иаков, в будущем первый епископ Иерусалима; из-за его плеча, слева, выглядывает апостол Петр, терзаемый виной за свое малодушие; седовласый старец, склонившийся над головой Покойного - Иосиф Аримафейский – иудейский старейшина, член священного Синедриона, симпатизировавший Христу, и, согласно Евангелию, принимавший участие в событиях после распятия. Ближе всех к зрителю - брюнет с непокрытой головой, несущий носилки – это римский сотник Лонгин. По преданию, он нес стражу на Голгофе в день казни. Думая, что ускоряет смерть Христа, Лонгин ударил Его копьм в бок, но Тот был уже мертв. Из раны Спасителя брызнули кровь и вода, и попали на лицо и в глаза сотнику. И он, долгие годы страдавший болезнью глаз, тотчас излечился. Исцелившись физически, он прозрел и духовно. Поэтому он, гордый открывшейся ему истиной, тоже учавствует в процессии. Скорбящую Богоматерь с двух сторон поддерживают Никодим и Иоанн Богослов – младший из учеников Иисуса Христа. Он изображен безбородым, что должно подчеркнуть его молодость. И, наконец, за спиной Богородицы, уткнувшись лицом в ладони, изображена рыдающая Мария Магдалина.
Картина полна символических намеков. Колючие растения с острыми и резкими очертаниями на первом плане – это духовное сиротство, обездоленность грешной земли, символ беды и страдания. Фигуры двух мальчиков, замыкающие композицию справа и слева, можно считать персонифицированными образами Ветхого и Нового Заветов. Печальный мальчик в правой части картины окутан сумраком, в руках он держит сосуд с орудиями Страстей Христовах (терновый венец, гвозди, губка с уксусом и пр.). Другой изображен на фоне еще светлого неба, он полон энергии, подвижен и весело помогает взрослым, будто торопит приближение Воскресения. Три фигуры в центре, застывшие над телом Христа и образующие статичное ядро композиции, возможно, служат отсылкой к Ветхому Завету, к сюжету о явлении Троицы Аврааму, положившем начало спасению человечества. В целом же композиция картины напоминает сюжет Тайной Вечери: так же тринадцать основных персонажей на переднем плане, по числу присутствовавших в Сионской горнице, тогда как Тело Богочеловека, лежащее на носилках, и есть Священная трапеза Евхаристии, дарующая искупление грехов.
 
 

  Алексей Гурин

история музея